Антистоличный налог |
"Дорогая моя столица, золотая моя Москва"... Когда эти слова стали песней, они были лишь обращением любящего сердца. Сейчас их можно наполнить сарказмом. Проблема экономической концентрацииМосква, будучи историческим центром нашей страны, некогда превратилась в символ. Через образ Москвы шла репрезентация государства и нации. Говорилось "Москва" — понималось "Россия", а потом — "Советский Союз". Москва была не просто главным городом, а той частицей общности, в которой эта общность узнавала себя.
Но злая воля тут ни при чём. На самом деле мы имеем дело с ярко выраженным, но вполне объективным процессом экономической концентрации. Столица привлекает людей. Это место, где всегда что-нибудь происходит. Есть, чем заняться, — это справедливо и в отношении досуга, и в отношении работы. Есть работа — есть доход. Рост доходов столичных жителей притягивает продавцов самых разных товаров. Ёмкость столичного рынка позволяет продавать больше и по более высоким ценам. Значительная часть национальных денег обращается именно в столице. И те, кто хоть как-то участвует в этом обращении, могут урвать свою долю столичного благополучия, несмотря на присущую столице дороговизну. Всё равно на руках останется больше, чем можно заработать в провинции. Люди ругают столицу, но всё равно едут в неё, ещё больше увеличивая ёмкость рынка и подстёгивая процессы концентрации. Удалённые от столицы регионы теряют людей и нищают, что становится всё более острым вызовом национальной безопасности. Финансовое регулированиеПеред российской государственностью стоит задача изменить финансовую карту страны. Долю столицы в совокупных финансах необходимо уменьшить, долю регионов — увеличить. Один из возможных вариантов — перекроить финансовые потоки, блокировав переток денег из регионов в столицу. Но внятного экономического механизма, позволившего бы это сделать, не прослеживается. Бизнес всегда идёт за рынком. Любое успешное региональное предприятие рано или поздно задумывается о том, что неплохо бы продавать свою продукцию и в столицу. Выход на столичный рынок позволит значительно увеличить выручку. В случае удачи столичный филиал быстро приобретает решающее значение, а это значит, что центр бизнеса, а следом за ним и головной офис перемещаются в столицу. Остановить переток людских, а за ними и финансовых ресурсов в направлении столицы административными мерами нельзя. Как показал советский опыт, это движение можно лишь несколько ограничить, но снять остроту проблемы с помощью запретов и распоряжений не получится. Следовательно, надо рассмотреть возможности финансового регулирования. Одним из самых удобных финансовых инструментов является налогообложение. Налоговая система чужда субъективности — налоги взимаются, невзирая на лица и по заведомо известным правилам. В то же время, корректируя эти правила, можно добиваться желаемого результата, поскольку участники экономических отношений чутко реагируют на любые изменения в этой сфере. Однако существующая налоговая система не приспособлена к решению проблемы экономической концентрации. Грубо говоря, у нас есть два типа налогов. Федеральные налоги взимаются на всей территории России одинаковым образом и поступают в федеральный бюджет. Местные (региональные) налоги взимаются на определённой территории и идут в местный бюджет. Регионы, имеющие обширную налоговую базу, могут устанавливать минимальные ставки, — они и так получат достаточно средств. Бедные регионы вынуждены задирать ставки, но и с высокими ставками они будут испытывать финансовый голод. Подобная ситуация ещё больше усугубляет проблему территориального неравенства, стимулируя переток людей и бизнеса из бедных регионов в более богатые (а в конечном счёте — в столицу). Бедные регионы могут получать какие-то деньги из федерального бюджета (например, в виде бюджетных субсидий). Но сколько бы им не вернулось, теряют они гораздо больше. Концепция антистоличного налогаДля того, чтобы как-то взломать ситуацию с экономической концентрацией, нужен совершенно особенный налог. Он должен взиматься в столице, а средства должны поступать в провинциальный бюджет. Инициатором введения такого налога может выступить только федеральная власть. То есть мы получаем федеральный налог, работающий в пределах ограниченной территории. Это и нонсенс, и определённое нарушение прав субъекта федерации (столицы), но, пожалуй, без этого не обойтись. Как взимать налогСмысл антистоличного налога состоит в том, чтобы создать дополнительную нагрузку на финансы в столичном регионе, сделав операции внутри него менее выгодными. Но что должно быть объектом обложения? Возможны разные варианты. Во-первых, облагаться могут сделки между предприятиями. Но тут возникает проблема: как отнести ту или иную сделку к столице? Физическое расположение и место реального осуществления бизнеса далеко не всегда совпадают с тем, что написано в бумагах. А с точки зрения налогообложения бумаги важнее. Предприятия могут перерегистрироваться в провинциальный регион и проводить сделки через провинциальные банки, продолжая в то же время работать именно на столичный рынок. Второй вариант антистоличного налога мог бы выглядеть как дополнительный подоходный налог. Столичный "навесок" к подоходному налогу, в общем-то, неплохо бы смотрелся. Плоская шкала налога считается несправедливой. Ставку антистоличного налога можно было бы дифференцировать в зависимости от величины дохода. Чем больше доход, тем больше удерживается. Однако, очевидно, что самые состоятельные люди сразу же выйдут из числа столичных резидентов. Они зарегистрируются в провинции, хотя жить и работать по-прежнему будут в столице. Можно взимать антистоличный налог с выплат, производимых именно в столице, независимо от того, где зарегистрировано лицо, получающее доход. Но и в этом случае стоит ожидать формальную миграцию бизнеса за пределы столичного региона. Предприятие, зарегистрированное вне столицы, но продолжающее работать на столичный регион, получит конкурентное преимущество: выплачивая своим работникам на руки столько же, что и столичные резиденты, оно будет нести меньше издержек, что позволит установить более низкую цену и увеличить свою долю рынка либо получать большую прибыль при сохранении среднерыночных цен. Таким образом, вышеописанные способы организации антистоличного налога не подходят. Пожалуй, самым оптимальным вариантом является налог с продаж. Всякая легальная продажа совершается с применением кассового аппарата, картридера или банкомата, а локализация каждого такого устройства достаточно жёсткая. Если мы хотим обложить дополнительным налогом движение денег именно в столице, то мы можем распознать реальное место сделки по её прохождению через одно из подобных устройств. Для защиты малоимущих слоёв населения следует предусмотреть минимальный порог, платежи ниже которого облагаться не будут. Таким порогом может быть, например, сумма чека в 20% от МРОТ (минимального размера оплаты труда). Также из-под налога надо вывести оплату коммунальных услуг. Возможно введение прогрессивной шкалы налога: чем выше стоимость покупки, тем больше ставка. Такая форма организации антистоличного налога создаст необходимую дополнительную нагрузку на столичный денежный оборот. Возможно, люди начнут искать товары за пределами столицы, что позволит оттянуть от неё некоторую часть денежных потоков. Как использовать полученные средстваСоздание нагрузки на обращение денег в столице — это только одна сторона дела. Важно ещё и правильно распорядиться собранными деньгами. Их нельзя оставлять в столице, иначе пропадёт весь смысл нового налога. Они не могут быть зачислены в федеральный бюджет, потому что таким образом деньги обезличатся и могут снова вернуться в столичный регион в виде финансирования тех или иных структур, проектов или программ. Собранные средства должны уйти в провинцию. Но провинция слишком велика. Если краску размазать по слишком большой плоскости, можно и не заметить, что что-то покрашено. Также и с деньгами. Необходимо не просто потратить собранное, а заставить деньги работать. Переданные в провинцию, они должны притянуть туда другие деньги. Поэтому всю сумму полученного налога имеет смысл направить в какой-то один регион. Выбор региона должен осуществляться на основании определённого алгоритма, предполагающего, в частности, два важных момента. С одной стороны, следует выбрать действительно проблемный регион. Помощь уместна там, где для развития явно не хватает собственных источников. С другой стороны, вкладываться надо, прежде всего, туда, где это вливание окажется достаточным, чтобы переломить ситуацию. Передачу средств в регион-донор не стоит сводить к обезличенному зачислению сумм антистоличного налога в региональный бюджет. Иначе деньги могут уплыть из региона в виде выплат по кредитам столичных и иностранных банков, платежей поставщикам из других регионов и другими подобными путями. Деньги, изъятые в момент совершения розничных сделок в столице, должны стать средством розничных платежей в провинции. Грубо говоря, их надо раздать народу — всем жителям региона в равной доле. Как это сделать? Людям, живущим на пенсии или пособия, просто увеличить выплаты. Тем, кто работает, можно компенсировать на эту сумму удерживаемый с них подоходный налог. Получив в своё распоряжение больше денег, местные жители начнут больше тратить. Они смогут покупать больше и по более высокой цене. В результате вырастет ёмкость местного рынка. Сюда станет выгодно везти товары. Создастся точка притяжения бизнеса, следом за бизнесом потянутся люди. Регион получит новую жизнь. Для того, чтобы эти процессы смогли стартовать и принести какие-то плоды, требуется время. Поэтому право получать средства, собранные с помощью антистоличного налога, должно быть закреплено за регионом-донором на 3-5, а возможно и 10 лет. По истечении этого срока антистоличный налог перенаправляется в пользу нового региона. Воспроизводимость моделиМосква — это, конечно, столица из столиц, но понятие столицы применимо не только к Москве. Санкт-Петербург недаром носит имя северной столицы России. Он также притягивает к себе людей и финансы, хотя и в меньшей степени, чем Москва. Антистоличный налог уместно взимать и в Петербурге, может быть, немного снизив ставку по отношению к Москве. Суммы, собранные в Петербурге, должны идти в ещё один провинциальный регион. Эту схему можно распространить ещё на несколько городов, играющих роль крупных региональных центров. Схема применима и внутри одного региона. У каждой области, края или республики есть своя столица, в которой на местном уровне концентрируются все ресурсы. Люди едут в центр, а глубинка пустеет и нищает. Местный антистоличный налог мог бы работать на выравнивание ситуации. Средства, собранные в столице субъекта Федерации, направлялись бы в тот или иной район, нуждающийся в экономическом стимуле. ЭффективностьДлительное применение вышеописанного механизма обязательно принесёт значимый позитивный результат. Налоговый инструментарий позволяет проводить точную настройку, добиваясь нужной отдачи. Регулируя ставку, можно сделать жизнь в столице менее привлекательной, тогда как жить в провинции-доноре будет ощутимо выгодно. Бизнес получит сигнал, что развитие должно быть распределённым, а не сосредотачиваться исключительно в центре. Лет за 50 данный налог преобразит Россию. | ||
08.05.2019 г. | ||
Наверх |