Поэма о смыслах. Азам Атаханов |
27.05.2019 г. | |
С 6 июня по 28 июля 2019 г. в галерее ARTSTORY (Москва) пройдёт выставка работ Азама Атаханова «Поэма о смыслах». Посетителей ожидает яркое, красочное, но при этом полное философских аллюзий путешествие в завораживающий своей красотой мир. Предстоит встреча не только с виртуозным живописцем-колористом, обладающим неподражаемым чувством цвета, но также с поэтом и мыслителем. Атаханов – художник, синтезирующий в своём творчестве культурные традиции персидского Востока, русского авангарда и европейского Ренессанса, показывает иную, метафизическую сторону реальности, лишь внешне подобную окружающей действительности. Для художника наиболее важными категориями живописи являются цвет и пространство: его интересуют насыщенность цвета, верно найденный тон, его «звучание» в картине. «Изначально задача живописи – с помощью цвета создавать и передавать образ, информацию, чувства, как в музыке с помощью звука. Всё, что касается цвета, пространства и его влияния на зрителя – это то, чем я занимаюсь 30 лет», – говорит Атаханов. Источником вдохновения мастер называет красоту природы и человека в ней; всё то, что созидается человеком: произведения искусства и архитектуры, поэзия, сады и селения, жилища и предметы народного творчества, и конечно, музыка. Искусство для Азама Атаханова – это созидание благого, истинного, атрибутом которого является прекрасное. «Чем музыка отличается от шума, живопись от раскрашенной плоскости, литература от должностной инструкции? Лишь красотой. Только истинная красота придаёт искусству смысл. Постичь и передать её – единственная подлинная задача художника». Говоря об истоках творческой манеры художника, нередко называют представителей «первого авангарда»: П.Кузнецова, Р.Фалька, Д.Штеренберга; а также Н.Крымова и В.Фаворского. От них – отношение к деталям пейзажа как к одухотворённым существам. А монументальность полотен отсылает к другому ряду духовных учителей: к художникам итальянского Возрождения – Дуччо, Джотто, Фра Анжелико, Гоццоли и, особенно, Мантенья и Тинторетто. Существование фигуры в природном пейзаже – не менее значимый элемент живописной философии Атаханова. Традиционные восточные сюжеты или женские образы, которые встречаются практически в каждой картине мастера, только на первый взгляд несут основную смысловую нагрузку в произведениях. Здесь следует говорить о переплетении смыслов, о возврате к глубоким корням, к тем временам, когда живопись опиралась на философию и религию. Это линия, идущая от увлечения персидской миниатюрой и суфийской культурой. Название выставки в галерее ARTSTORY «Поэма о смыслах» отсылает нас к труду Руми, великого персидского поэта-суфия. Художник, вкладывая философский смысл в свои произведения, всегда предлагает подумать о главном, о вечном и неслучайном. «Если ты не идёшь путём познания и учения, то ты перестаёшь расти и в какой-то момент перестаёшь существовать, как и твоё творчество». Экспозиция включит работы, созданные за последние 10 лет, в том числе такие знаковые для творчества Атаханова полотна, как «Плотина в горах» (2010), «Прощание» (2010), «Разговор о сокровенном» (2009), «Проснись, Азам!» (2013), «Художники в храме» (2013), «Певец» (2013), «Земля–Мать» (2019), «Благая весть» (2019). *** Азам Атаханов родился в 1964 году в городе Душанбе. Окончил Республиканское художественное училище в Душанбе в 1983 году и Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) в 1989 году. Член Союза художников СССР (с 1990 г.) и Московского союза художников (с 1997 г.). Совершал творческие поездки по Италии, Франции, Шри-Ланке, уникальным природным и историческим местам Таджикистана (1998-2013 гг.). Преподавал в Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова на кафедрах академической и монументальной живописи (с 2004 по 2012 гг.). Участник многих художественных выставок в России и за рубежом с 1988 года, в том числе в Русском музее (2014); Национальном музее Казахстана (2014); Музее современной истории России (2007); Национальном музее изобразительного искусства КНР (2006); Государственном музее Востока (2001, 2005, 2010, 2016). Произведения находятся в коллекциях Государственного музея Востока; Государственного музея изобразительных искусств Татарстана; Московского музея современного искусства; Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО; Национального музея изобразительных искусств им. Камолиддина Бехзода (Душанбе); Музея изобразительных искусств (Тюмень); а также во многих других музейных и частных собраниях в России и за рубежом. | |
Наверх |