Путеводитель по Трассе 60 |
Автор описывает фильм "Трасса 60" как философскую притчу, дающую неплохую базу для оценки происходящего сегодня процессов. Знакомясь с этим интересным анализом, однако, стоит иметь в виду, что данная картина не входит в Список безопасных фильмов, то есть содержит сцены, которые смотреть детям не следует. Речь в данных заметках пойдёт о фильме Боба Гейла «Трасса 60» (Канада, США, 2002 год, оригинальное название фильма «Interstate 60: Episodes of The Road»). Фильм до сих пор вызывает неподдельный интерес. Об этом фильме, по-моему, можно написать несколько книг. Каждый желающий может прочитать многочисленные и противоречивые отзывы в Интернете, даже посмотреть соответствующие ролики. Множатся интерпретации данного фильма, как положительные, так и отрицательные. На первый взгляд, этот фильм – классическая иллюстрация к теориям психоанализа. Например, Жак Лакан считал, что психические заболевания лечатся при помощи грёз и сновидений. Именно это показано в фильме, как сновидения лечат человека. Правда, некоторых психоаналитиков не устраивает то, что место отца занял джокер О.Ж. Грант, а созревание полноценной личности главного героя фильма Нила Оливера так и не произошло. Однако, критики соглашаются с теми, кому фильм понравился, в одном вопросе: фильм заставляет думать. Герой фильма О.Ж. Грант (Одно Желание Гарантировано) правильно считает, что самое ценное в человеке – это его главное в жизни (а потому единственное) желание. Остальному можно научить или научиться, современные технологии обучения это позволяют сделать. Гранта привлекают люди, у которых нестандартные желания. Обычно люди желают власти, секса, приобретения материальных ценностей, удовлетворения базовых потребностей. При этом легко попасть в «чёрную дыру» потребления. Автор фильма показывает несостоятельность лозунга «каждому по потребностям» на примере человека, который всё время ел и при этом оставался голодным, а главное, он перестал получать удовольствие от еды, перестал быть счастливым, хотя его единственное желание полностью выполнено. У главного героя фильма Нила Оливера нестандартное желание. Он хочет получить ответ на свою жизнь. Давайте и мы зададим себе этот вопрос: что есть полноценная жизнь современного человека и в каком пространстве она возможна. Автор фильма объясняет актуальность этого вопроса. Жизнь может существовать только в виде экспансии. От себя добавим, что сама психика – это прежде всего лишь аппарат управления движением организма в процессе территориальной экспансии. Психика человека не предназначена для обслуживания запросов, рождённых в виртуальных мирах. Но человек уже дошёл до Калифорнии, говорится в фильме. Дальнейшее движение на Запад невозможно. «А космос?», – спрашивает Нил Оливер и получает ответ: космос – это телевизионная картинка. Даже, если космос существует, он даёт возможность экспансии для нескольких человек, не для всего человечества. Видимо, автор фильма не знаком с теорией Циолковского. Кроме того, почти половина суши планеты не заселена человеком. Посмотрите на Канаду и Австралию. Даже в США огромные территории не заселены. Там, как в Австралии, одни заборы, не известно кем и для чего построенные. А ведь современные технологии позволяют строить города в пустынях и не только в пустынях. В Дубае, например, благодаря современным технологиям, за 30 лет увеличили численность проживающего населения в 50 раз. Так что заселение Калифорнии или Германии – не показатель того, что вся Земля заселена. Вернёмся к вопросу «что есть жизнь», как получить ответ на свою жизнь. Если космос и географическая экспансия привлекательны не для всех, то остаётся внутренний мир человека. Как сказал В.Г. Короленко: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (фразу ошибочно приписывают Максиму Горькому). Если граница в Калифорнии закончилась, то у нас есть границы, созданные психотропными веществами, новыми видами музыки, виртуальными компьютерными мирами и т.д. Эти новые границы позволяют людям думать, что они сбежали от скуки и депрессии. А именно депрессия становится в XXI-м веке главной причиной дополнительной смертности, обгоняя вирусные, онкологические и другие заболевания. В чём причина глобальной депрессии? Ни одно государство мира сегодня официально не воюет. В развитых странах созданы все условия для полноценной счастливой жизни. Нам предлагают самые разные ответы на этот вопрос. Вот лишь некоторые из них. Чтобы быть счастливым, нужно быть голодным и бороться за свою жизнь. В нашей жизни слишком много стандартных процедур, слишком мало гармонии. Нам не хватает социальной справедливости, пенсионный возраст увеличен, цены на бензин растут и так далее до бесконечности. Джокер О.Ж. Грант говорит Нилу Оливеру: я даю тебе несколько объяснений, выбирай любое, твой выбор ничего не меняет. Действительно, если прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, то любое объяснение бессмысленно. Современная молодёжь всё реже обращается к книгам, чтобы получить ответы на волнующие её вопросы о смысле жизни. В книгах нет ответа на мою жизнь, считает типичный представитель молодого поколения. Сегодня восьмиминутные ролики в Интернете сильнее влияют на мировоззрение молодёжи, чем книги. Со всех сторон нас обложили инструкциями, законами, рейтингами, тестами, планами, отчётами. Мы давно превратились в когнитивных роботов, а наша психика по-прежнему предназначена для управления движениями нашего тела, а не для написания отчётов, не для работы на компьютере. “Когнитивный робот” — это человек, который не может сопротивляться внешней программе управления, хотя никаких железок внутри его тела нет. Другими словами, с точки зрения анатомии и физиологии разницы между когнитивным роботом и человеком нет. Быстрее всех и лучше всех на компьютерах работают роботы, а человеку остаётся только вносить новую информацию в компьютерные таблицы, обновлять компьютерные данные. Кстати, одним из первых философов, кто поставил вопрос, как избежать превращения человека в робота, был Фридрих Ницше, хотя, разумеется, слово «робот» в его работах не найти. Актуальным становится вопрос: чем человек отличается от робота (он же бот, он же андроид, он же киборг, он же борг, он же кукла, он же синтетик, он же синт и т.п.). В разных фильмах роботы называются по-разному. Дело в том, что, если раньше машина должна была доказывать, что она обладает человеческим интеллектом, то теперь человек должен доказывать, что он не стал роботом. Своеобразный тест Тьюринга наоборот. Ещё раз подчеркнём очень важный момент: не робот должен доказывать, что он человек, а человек, чтобы зарегистрироваться и получить доступ к банковским и другим серьёзным сайтам, должен доказывать, что он человек, а не робот. Вся современная культура направлена на то, чтобы сохранить у человека детское мышление до конца жизни. А ребёнок любой двигающийся предмет считает живым, например, автомобиль. Домашних животных и своих кукол ребёнок наделяет человеческими качествами. Если культура не поменяется, то очень скоро вопрос отличия человека от робота отпадёт сам собой. Уже сегодня некоторые европейские философы борются за то, чтобы роботы обладали правами человека. Борьба за права меньшинств им, видимо, уже надоела. Вопрос об отличии человека от робота очень популярен в кинематографе, начиная с фильма 1978 года «Дознание пилота Пиркса». Сегодня у всех на слуху сериалы «Мир Дикого Запада», «Люди», «Настоящие люди», «Лучше, чем люди» и т.д. В этих многочисленных фильмах обсуждают следующие вопросы: может ли робот лгать, может ли робот любить, может ли робот создать семью, есть ли чувство юмора у робота, может ли робот убить человека, нарушая первый закон роботехники Айзека Азимова. А ведь главный вопрос звучит по-другому: остался ли современный человек человеком или превратился в робота. Мы выбрали фильм «Трасса 60», потому что в этом фильме люди и когнитивные роботы обладают одним и тем же человеческим телом. Именно в этом вопросе проявилась особая гениальность создателей фильма. В отличие от других фильмов здесь не нужно залезать внутрь робота и смотреть, какие железки и чипы там стоят. Ещё раз подчеркнём главную привлекательность фильма «Трасса 60»: тело у когнитивного робота и человека в этом фильме одно и то же. Главный герой фильма, проезжая по Трассе 60, в качестве когнитивных роботов встречает адвокатов из города Morlaw, которые стремятся выполнить все законы буквально и одновременно; девушку, которая ищет идеального партнёра; молодых людей из города Banton, которые за дозу психотропного вещества, вызывающего эйфорию, готовы выполнять самую грязную и непрестижную работу; посетителей Музея поддельного искусства, которые не могут отличить подделку от оригинала, считая оригинал подделкой. У всех у них человеческое тело. Почему же они роботы? Об этом очень чётко говорится в самом начале путешествия главного героя. На Трассе 60 прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Люди превратились в когнитивных роботов, потому что у них нет истории, нет идеологии, нет образа светлого будущего, нет уникальных желаний, все желания стандартные, по крайней мере, стандартные для тех городков, мимо которых проезжает главный герой. На Трассе 60 знаменитые книги Фрэнсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек» и Дэниела Белла «Конец идеологии» читаются совсем по-другому. Дело не в том, что победили демократия и рыночная экономика. Дело в том, что в мире, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, идеология как образ светлого будущего и история как образ светлого прошлого невозможны даже теоретически. Образно говоря, технически невозможны. Сразу встаёт вопрос: разве возможен такой мир, в котором прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Этот мир не просто возможен, он преобладает на нашей планете. Именно в этом мире живут все насекомые, а класс насекомых по всем пунктам (экологическая ниша, биоразнообразие, количество видов, количество организмов, биомасса и т.д.) с огромным отрывом победил любой другой класс животных. Насекомые, как и роботы, не будут выделять слюну и пищеварительные соки на зажигание лампочки и звук колокольчика (опыты И.П. Павлова). Для ориентации в пространстве условные рефлексы им не нужны, потому что прошлое, настоящее и будущее в их внутреннем мире существуют одновременно. За какой приз разворачивается главная борьба XXI-го века? На наш взгляд, главным призом будет тело человека. Силы, создавшие матрицы для печати насекомых, решили взять под свой контроль человеческое тело. А для этого человека нужно превратить в робота. Замечу, что на большей части территории Австралии появляться человеку запрещено. Зато там регулярно появляются новые виды насекомых, в том числе ядовитых. Я уже не буду вспоминать о многочисленных подземных городах как в России, так и за рубежом (Чукотка, Владивосток, Керчь, Евпатория, Одесса, Колорадо со столицей Денвер и т.д.). Таким образом, Трасса 60 – это тест Тьюринга наоборот. Добраться до конечного пункта, значит, остаться человеком. Нил Оливер выполнил все условия сделки, доехал до конечного пункта, до города Danver, передал посылку, не открывая её в пути. Что же там было? Это не имеет никакого значения, ибо посылка обросла сказочными историями, которые ценнее реального содержания посылки. Итак, какие правила нам нужно соблюдать, чтобы миновать все соблазны Трассы 60? Для этого нужно отключить свой блок эмоций, никого не оценивать, не делить окружающее на плохое и хорошее, ничего не бояться; не искать причин тех явлений, которые встречаются по дороге; доверять той информации, которую мы увидим на пустых рекламных щитах (а увидим мы свои гипотезы); не цепляться за термины, которые в любой момент можно поменять (главную героиню современных фильмов о роботах зовут Анита, Ариса, Алиса, Алина, Алита; «люди» превращаются в «настоящих людей», а потом становятся «лучше, чем люди»; Софья превращается в Соню, город Denver – в город Danver и т.д.). Помнить, что на Трассе 60 прошлое существует одновременно с будущим и настоящим, а возможное одновременно с действительным. Именно поэтому неслучившееся событие в любой момент может оказаться в прошедшем времени (дело Скрипалей, вмешательство русских хакеров в выборы в США, вмешательство русских в движение «жёлтых жилетов» во Франции и т.п.), и, наоборот, случившееся событие воспринимается как неслучившееся (например, долгое время средства массовой информации не сообщали о смерти Рона Хаббарда). Помнить о том, что, когда ты найдёшь ответ на вопрос, ты случайно обнаружишь: вопрос кто-то успел поменять. На Трассе 60 синхронность событий рассматривается как причинно-следственная связь. Такая синхронность возможна, когда некая сущность проявляет себя одновременно на нескольких материальных носителях. Например, виды насекомых одновременно существуют и как черви, и как куколки, и как летающие твари. Тоже можно сказать о некоторых видах грибов, которые одновременно существуют и как споры, и как грибницы, и как одноклеточные жгутиковые. Тоже происходит с группами крови, которые одновременно существуют на организмах, принадлежащих к разным биологическим видам. Такое одновременное существование на разных материальных носителях приводит к тому, что уничтожение одного или двух материальных носителей не приносит никакого вреда сверхорганизму, например, популяции. «Важным свойством жизни, отличающим её от неживой природы, является существование живых объектов только в виде популяций. Нет таких видов организмов, которые существуют в единичном экземпляре. Популяции существуют в виде взаимодействующих, но не скоррелированных индивидов. Смерть одного или нескольких из них не влияет на популяцию в целом»[1]. Человек может жить только при условии постоянной связи со своей популяцией. Усиливая этот тезис, можно сказать, что сама популяция существует одновременно на нескольких материальных носителях. При этом человек не является частью популяции, потому что из отдельных людей нельзя сложить популяцию, как можно сложить дом из кирпичей. Популяция проявляет себя одновременно на нескольких материальных носителях, каждый из которых не является частью популяции. Популяцию можно рассматривать как четырёхмерное пространство, частью которого по определению не может быть трёхмерный объект. Как точка не является частью линии, линия не является частью плоскости, а плоскость не является частью объёмного тела. Если ты общаешься с теми, кто принадлежит к твоей популяции, значит ты не стал роботом, значит ты можешь создать семью. Проблема создания семьи не менее актуальна, чем проблема депрессии, потому что уже более половины взрослых европейцев живут в полном одиночестве, вне семьи. Именно для них создают роботов, с которыми общаться интереснее, чем с людьми. Если история и идеология больше не объединяют людей, то что является фоном общего опыта в современном мире, кроме погоды, повышения цен и спорта? На наш взгляд, именно сказки лучше всего объединяют людей. Из всех форм общественного сознания в наше время только сказка даёт человеку полноценную и счастливую жизнь. В восприятии сказки человек максимально свободен, может придумать самые разные интерпретации, никто не посмеет сказать ему, что он понимает сказку неправильно. Я встречал очень много мыслителей от дворников до докторов наук, которые смело утверждали, что только они правильно поняли «Капитал» Карла Маркса, но я ни разу не встречал человека, который бы утверждал, что только он правильно понимает повесть-сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя допускаю, что мне просто не повезло, и такие люди всё-таки есть. В заключение возьму на себя смелость предложить на суд читателя свою классификацию роботов.
Литература
[1] Лосев К.С. Жизнь / Глобалистика. М.-СПб.-Н-Й., 2006. С. 323. Публиковалось: CredoNew №3 (99) 2019 Об авторе: | |
20.07.2019 г. | |
Наверх |