ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Музыкальное ускорение

Музыкальное ускорение

Печать
22.08.2019 г.

Анализ радиочартов показал, что культурные процессы ускоряются

Наталия Чекотова. Меломания, 2009

Ученые из Университета Гёте (Франкфурт, Германия) проанализировали музыкальную трансляцию радиостанций США, Германии, Великобритании и Нидерландов за 5 десятилетий (с 1965 по 2015 год). Результаты исследования опубликованыв Royal Society Open Science 21 августа 2019 г.

В радиовещании музыкальные чарты –  самое обычное дело. Треки (музыкальные записи) ранжируются (ранг может определяться результатами голосования или продажами), и эти списки озвучиваются (воспроизводятся) в эфире. Исследователей интересовала динамика треков: сколько времени они находятся в чартах, как меняется их позиция.

Полученные данные позволили обнаружить водораздел: до 1990-х поведение треков в чартах было одним, после оно изменилось.  Если раньше трек сначала попадал в чарт, потом поднимался, достигал верхних значений (например, первой позиции), потом начиналось его снижение и, в конце концов, трек покидал топ, то теперь трек сразу попадет на самую верхнюю для себя позицию, после чего он может только снижаться. Это касается и первой позиции. То есть или запись возглавляет чарт сразу же, как в нём появляется, или первая позиция остаётся для неё недоступной.

В качестве своего рода «компенсации» жёсткости этого правила наблюдается увеличение разнообразия треков, занимающих первую позицию. С каждым годом их становится всё больше.

Исследователи интерпретируют свои результаты как свидетельство ускорения культурных процессов (и вообще процессов обработки социальной информации). Также они говорят о росте «иррелевантности индивидуальности», понимая под этим сокращение времени на принятие решений. Раньше тем, кто хотел повлиять на аудиторию (или перетянуть её на свою сторону) требовалось учитывать индивидуальность: человека можно было попытаться убедить или очаровать. До принятия им решения всегда было какое-то время, когда он оставался открыт воздействию извне. Сегодня статистически такого времени нет. Неважно, когда вы примете решение скачать запись – сегодня или через неделю, это будет обусловлено не тем, что вы колебались и оценивали ситуацию.

Реклама уже не работает по классическому канону; то же самое можно увидеть и на материале радиочартов. Раньше человек слышал, что вещь проигрывается по радио, и это повышало её ценность в его глазах. Поэтому у каждого трека, попавшего в чарт, количество поклонников сначала увеличивалось, и трек поднимался в топе. Потом, когда он приедался, он начинал падать. Сегодня от прокручивания в эфире статус вещи не зависит.

Авторы исследования никак не соотносят обнаруженный ими поведенческий сдвиг с цифровой эпохой. Но, думается, основная причина – именно в этом. Сегодня любая информация доступна через интернет и посредники (вроде радиостанций) уже не столь значимы. Каждый может заполучить интересный ему трек непосредственно на свой гаджет (компьютер). Социальные сети, мессенджеры и, электронная почта, торренты и т.д. дают возможность обмениваться информацией напрямую (а музыка сегодня – не более, чем информация).  Поэтому в чарт вещь попадает, как правило, уже после того, как вызвала достаточно массовый интерес. У неё не остаётся ресурсов для роста – только возможность падать.

К тому же, есть вероятность, что изменение ситуации связано и с содержательной стороной.  Музыка меняется. И если считать, что качество музыкальной продукции ухудшается, наверное, не стоит слишком уж удивляться тому, что интерес к ней оказывается непродолжительным и обновление топа ускоряется.

Авторов исследования беспокоит то, что аудитория становится всё менее восприимчивой к предложению. Музыкальные чарты для них – модель политической ситуации. Если вкусы так быстро меняются, то как можно обеспечивать политическую стабильность? Стоит политикам получить власть, как аудитория от них уже отвернётся. Всё ускоряющаяся гонка за новым вполне способна сломать существующую цивилизацию.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение