Живопись минхва. Утопия корейского народа |
10.09.2019 г. | |
В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели (Москва) с 13 по 29 сентября 2019 г. пройдёт выставка произведений корейского художника Со Гон Им «Живопись минхва. Утопия корейского народа». Со Гон Им родилась в маленькой корейской деревушке Ким Чже в семье, содержавшей персиковый сад. Возможно, созерцание красоты цветущих персиковых деревьев повлияло на развитие художественного воображения юного мастера. Со Гон Им открывает перед нами мир, казалось бы, знакомый, но тем не менее наполненный чувством покоя и свободной тишины. Она – волшебница цвета, пишущая своей кистью и особыми традиционными красками корейскую историю. Самые яркие, насыщенные цвета в ее руках становятся уютными и мягкими, подобно любимой домашней одежде. Но главное достижение автора заключается в том, что через свое творчество она, на понятном для современного человека языке, повествует о сути и значении корейской культуры. На протяжении всей жизни Со Гон Им работала не только над каноническим корейским стилем «минхва», но и над развитием его современного направления. Последние двадцать лет Со преподает в университете Ёнсе и регулярно проводит зарубежные выставки, популяризируя «минхва». На данный момент Со Гон Им также возглавляет Ассоциацию минхва Кореи. В 18 веке в Корее правили члены узкого элитарного сообщества (период династии Чосон), чья власть и полномочия передавались по наследству. Лишь представители этого круга могли занимать высокие государственные должности и обладали реальным политическим влиянием. Даже искусство на тот момент принадлежало им. Наперекор этому удушающему общественному устройству родилось новое направление корейского искусства – народная живопись «минхва», которую сегодня развивает Со Гон Им. Возникновению нового течения способствовали представители среднего класса – недавно пришедшие к обеспеченной жизни чиновники и торговцы. Также свой вклад внесли внебрачные дети дворян, официально принадлежавшие к «янбанам» (высшему сословию дворян при династии Чосон), но не принимавшиеся за «своих» в аристократических кругах. Эта разница проявилась и в искусстве. В новом течении «янбаны» довольно часто изображались слабыми, глупыми и жалкими людьми. Новое течение отразилось, прежде всего, в живописи, в которой стали появляться юмористические и сатирические образы, дерзко высмеивающие социальные устои. Тигр, традиционно символизирующий короля и олицетворяющий храбрость и благородство, стал изображаться глупцом и пьяницей. Картины, украшавшие дворцовые покои, все чаще можно было встретить в доме простолюдина. Однако, вместо монохромных произведений, написанных тушью и подчеркивающих тонкий вкус дворян, в моду вошли яркие и пестрые композиции. Сутью новых тенденций в искусстве стал тот факт, что главным действующим лицом и потребителем живописи теперь выступал народ. Картины создавались в большом количестве, и стоимость их, поэтому существенно снижалась. Кроме того, авторы картин оставались неизвестны, благодаря чему живопись оказалась относительно независимой областью культуры, где свободно выражались желания и идеи общества. Хотя в своей основе эта живопись и была довольно примитивной, но именно благодаря «минхва» сформировалась устойчивая и напрямую неконтролируемая государством связь между потребителями и авторами. Находясь в постоянном поиске новых интерпретаций повседневности, «минхва» отвергает все устаревшее и минувшее. По этой причине, даже спустя триста лет, традиционная народная живопись не угасает и продолжает постоянно развиваться. Живописные панно, экспонируемые на выставке, формируют коллективное представление об утопии, являющееся для большинства корейцев важнейшим философским основанием жизни. Один из любимых сюжетов - это «Десять символов долголетия», которым соответствуют солнце, гора, вода, скала, облако (или луна), сосна, трава вечной молодости, черепаха, аист и олень. Этот символический сюжет предельно точно отражает менталитет корейцев. Это то место, в котором мечтает побывать и остаться каждый. Там нет старости и смерти, нет переживаний и забот. Там царит мир, и нет места ссорам, лишь гармония и любовь. Ищет его в своих работах и Со Гон Им.
| |
Наверх |