Кризис доверия и социальные сети |
11.09.2019 г. | |
Люди знают, что им лгут, но с социальными сетями расстаться не могут. Агентство UM провело глобальное исследование Wave X, на основании которого
можно сделать выводы о направлении некоторых последних культурных изменений. Исследовались
реакции пользователей соцсетей. Основная тенденция состоит в том, что уровень доверия к
сообщениям в социальных сетях снижается. Большинство людей считают, что большая
часть того, что они читают в соцсетях, не соответствует действительности. Усредненный
показатель по всему миру (исследование охватило 81 страну) таков: 57%
опрошенных считают, что более 50% информации, которую они получают из
социальных сетей, не соответствует действительности. Только 8% респондентов
заявили, что правдиво от трех четвертей сообщений и больше. Ещё хуже ситуация в отношении тех, чьё мнение подаётся как
влиятельное. 63% участников исследования заявили, что более 50% информации,
которую они получают от профессиональных блогеров, не соответствует
действительности. Всего 4% верят, что блогеры правдивы больше чем на 75%. В глазах пользователей интернет более лжив, чем власти. В
среднем по миру считают, что официальные сообщения в основном правдивы, целых
12%. Но сам по себе этот показатель невелик. Доверие находится в глубоком кризисе. Известные имена
перестали быть гарантией того, что завизированному ими сообщению можно верить.
Только 31% опрошенных посчитали, что хотя бы 50% информации, полученной от
знаменитостей, является правдой Авторы исследования делают вывод, что влияние социальных
сетей достигло максимума и в некоторых аспектах мы видим даже откат. Например,
падает процент тех, кто беспокоится, что он пропустит что-то в социальной сети.
Показатель ещё довольно высокий (47%), но исследование зафиксировало его
снижение на 3% по сравнению с 2017 годом. Также всё меньшее количество людей допускает,
что их решения зависит от мнений, распространяемых в интернете. Сейчас таковых
47% (против 55% в 2014 году). С другой стороны, около 60% опрошенных признали, что
социальные сети являются «неотъемлемой частью их социальной жизни». 25%
согласились с тем, что именно соцсети удовлетворяют их потребность в социальной
принадлежности. 10 лет тому назад этот показатель составлял 20%. Также стоит сказать ещё о трёх моментах. Во-первых, прошлое
немного выигрывает у будущего. По миру шествует ностальгия. 69% сказали, что им
нравится смотреть фильмы и слушать музыку прошлых десятилетий (в России таких
больше – 74%), 57% семей ценят традиционные элементы культуры (в России 54%). Во-вторых, наблюдается ренессанс локальной
(национальной, местной) культуры. Людей интересуют бренды с национальными
корнями (57 % в мире против 45% в России – у нас ещё сильна тенденция
преклоняться перед иностранным). В-третьих, люди по-прежнему покупаются на новое (новые идеи являются
хорошим стимулом для покупки у 65% в мире и 58% в России). Общий итог, видимо, следующий. Хотя мир изрядно наелся рекламы и устал от манипуляций, определённые ресурсы, позволяющие водить людей за нос, у маркетологов ещё остались. | |
Наверх |