Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин |
19.09.2019 г. | |
С 26 сентября 2019 г. до 12 января 2020 г. в Музее Тропинина (Москва) будет проходить выставка "Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин". Выставка посвящается 175-летию со дня рождения Василия Поленова. Отмечая эту дату, музей Тропинина, расположенный в старинной усадьбе Масленниковых-Петуховых в заповедном Замоскворечье, впервые примет у себя великолепные графические композиции Марии Алексеевны Поленовой - матери Василия Поленова, предоставленные Музеем-заповедником В.Д. Поленова. Автодидакт, ученица Константина Молдавского - художника круга Карла Брюллова - Мария Поленова умело совмещала воспитание детей и ведение домашнего хозяйства с занятиями живописью и рисунком, в чем демонстрировала талант и большой вкус. Виртуозный портретист и рисовальщик запечатлела членов своего семейства, равно как и сохранила образы крестьян Олонецкой и Тамбовской губерний, где располагались родовые усадьбы Поленовых. Образцы интимного усадебного портрета вступают в диалог с произведениями Василия Тропинина и его современников - живописцев и графиков середины XIX столетия. Тему высокого интереса к самообучению продолжает акварель кисти военного и общественного деятеля середины XIX в., увлекавшегося рисованием - Модеста Резвого ("Портрет Ф. А. Резвой и М.А. Гассинг, 1838). Картина "Девочка с собакой" (Неизвестный художник, 1840-е) демонстрирует стиль в искусстве, который условно называется "примитивом" или "наивным реализмом". Это направление появилось в середине XIX в. с работами крепостных, малоизвестных мастеров и художников-самоучек, внимание к которым лежит в основе выставки. Музей В.А. Тропинина покажет в новой экспозиции и два этюда кисти Василия Поленова из собственного собрания. "Осень. Ока" - романтическая пленэрная зарисовка - перенесёт зрителя в атмосферу, в которой, вдохновляясь красотой и многообразием русской природы, жил и творил художник. Работы раннего "украинского" периода творчества Василия Тропинина и его более поздние произведения представлены на выставке живописью и графикой из собрания музея. В жанровом портрете "Девушка-украинка, собирающая сливы" (1820-е) художник намечает свой излюбленный тип женской красоты, впоследствии многократно им повторенный в портретах героинь из народа: прях, золотошвеек, кружевниц. Постоянные партнеры музея - коллекционеры Сергей и Татьяна Подстаницкие, участвовавшие во многих выставках музея, предоставили для проекта несколько произведений из своего собрания. Это два живописных полотна Василия Тропинина: изображение малороссийского лесоруба и портрет поэтессы Варвары Лизогуб. Ровесница Поленовой, представительница старого дворянского рода, Варвара Ипполитовна представляла нечастый в то время пример образованной дамы, не просто интересующейся творчеством, но и активно публиковавшейся и снискавшей похвалы видных литераторов своего времени. Графический портрет работы знаменитого берлинского художника Франца Крюгера, неоднократно приезжавшего в Россию по приглашению Николая I, позволит увидеть, как в Россию пришла мода на гризайльные портреты, столь любимые Марией Поленовой. | |
Наверх |