Графический репортаж Николая Аввакумова |
05.11.2019 г. | |
С 8 ноября 2019 г. по 19 января 2020 г. в Екатеринбургском музее изобразительных искусств пройдёт выставка «Графический репортаж Николая Аввакумова».
Выставка посвящена Николаю Михайловичу Аввакумову (1908 – 1945), выдающемуся советскому графику. Асбест-Пермь-Свердловск-Магнитогорск-Москва – траектория карьеры и жизни художника. Его профессиональная реализация пришлась на 1930 – 1940-е годы и, прежде всего, была связана с опытом работы в качестве художника-корреспондента: первая практика в свердловской газете «Всходы коммуны» (1929 – 1930), творческая командировка на Магнитострой (1930 – 1932), интенсивное сотрудничество в «Комсомольской правде» (1932 – 1941), а также редакциях других центральных газет, журналов и издательств, самоотверженный труд по созданию фронтовой газеты (1942 –1944). Работа для печати стала истинным призванием Аввакумова, демонстрировавшего в своей репортажной графике мастерское умение сочетать выразительную темпераментность с точностью рисунка. Искусствовед Софья Пророкова отмечала: «Это особый дар – чувство газеты. Аввакумов приобрел его, постоянно соприкасаясь с жизнью. В командировках он обычно делал уже готовые рисунки, мысленно представляя себе, как они будут выглядеть среди очерков и статей». Формат работы в газете требовал от художника умения быстро концентрироваться и мастерски решать художественную задачу – практически без шансов на ошибку и долгие разработки композиции. Поиск удачного и интересного материала для нового репортажа заставлял быть готовым к мобилизации в любой момент. Кроме того, создавая рисунки для печати, график сталкивался с рядом технологических ограничений, продиктованных спецификой газетной иллюстрации с ее лаконизмом, обобщенностью, ясностью и четкостью. Наравне с оригинальными рисунками на выставке представлены репродукции газетных передовиц, что дает представление о масштабе отдельных иллюстраций, их месте на страничном поле и роли в репортажном повествовании. Рисунки художника, собранные в экспозиции, весьма разнообразны. Вместе с автором мы переносимся на стройплощадку будущего промышленного гиганта, присутствуем при запуске первого советского стратостата, становимся свидетелями последних решающих минут перед спуском водолазов под воду, погружаемся в прохладу весеннего дня в Кабардино-Балкарии, оказываемся среди музыкантов, готовящихся к выступлению. Перед нами проходит галерея портретов современников Аввакумова – героев эпохи, увиденных глазами художника. Особое место на выставке занимают эскизы к плакатам, созданные в середине 1930-х годов, экспрессивно комментирующие социально-политическую мировую повестку. В 1940-е годы Николай Михайлович оказывается на фронте в рядах красноармейцев, продолжая работать как художник. При его активном участии вышло в свет более трех сотен выпусков газеты «Фронтовик» – каждый из них обязательно сопровождался новой иллюстрацией графика. Он не только создавал моментальные репортажные зарисовки с передовой, но и освоил мастерство гравера, чтобы переносить рисунки в печать. На выставке «Графический репортаж Николая Аввакумова» представлены произведения 1930 – 1940-х годов из коллекции семьи художника (Москва), а также работы из музейных собраний Екатеринбурга и Асбеста. Экспозиция сопровождается архивным материалом, связанным с жизнью и творчеством Н.М. Аввакумова. О художнике: Аввакумов Николай Михайлович (1908, Асбест – 1945, Москва) – советский график. Окончил Пермское художественно-педагогическое училище (1928), после чего переехал в Свердловск и присоединился к Уральскому филиалу АХР (с января по август 1930 года являлся его председателем). С 1929 по 1930 годы работал художником в редакции свердловской газеты «Всходы коммуны». Летом 1930 года был командирован на Магнитострой, через несколько месяцев принял решение остаться на строительстве в качестве штатного художника-зарисовщика. На Магнитке познакомился и подружился с москвичами – очеркистом Семеном Нариньяни и художником Борисом Пророковым. В 1932 году поступил в Московский полиграфический институт, где его преподавателями стали С.В. Герасимов, К.Н. Истомин, М.С. Родионов. С 1932 по 1941 годы работал художником-корреспондентом в газете «Комсомольская правда», сотрудничал в московских издательствах. Во время войны работал над созданием газеты «Фронтовик» (1942 – 1944), печатавшейся и распространявшейся среди бойцов на передовой. С 1944 года стал членом Студии военных художников имени М.Б. Грекова, продолжил поездки по линии фронта, документируя важные эпизоды освободительной операции в европейских городах. После изнурительной болезни умер в декабре 1945 года. В 1976 году в Асбесте был открыт Мемориальный музей Н.М.Аввакумова. Произведения художника хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного литературного музея, Пермской государственной художественной галереи, Магнитогорского краеведческого музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств и других российских музеев, а также в частных коллекциях.
| |
Наверх |