Камни протеста |
13.10.2010 г. | ||
10 октября в Белграде состоялся гей-парад. Это экстраординарная акция для православной Сербии. Разрешив парад, власти хотели показать, что Сербия - та же Европа. Однако при этом не захотели принять во внимание, что европейскость в этом аспекте сильно отличается от традиций сербского народа. И народ возмутился. В охраняющих парад полицейских (которых было 5000 человек, при числе участников парада немногим более 1000) полетели камни и бутылки. Протест вылился в уличные беспорядки. Повреждено 11 полицейских и 23 пожарные машины. Пострадало 170 человек, из них 140 – стражи порядка.
Властям неприятно. Беспорядки случились за несколько дней до планируемого визита в Сербию госсекретаря США Хиллари Клинтон, с которой планировалось обсуждать шансы вступления Сербии в Евросоюз. Заявка Сербии на вступление подана ещё 8 декабря 2009 года. Очевидно, что в ближайшее время положительного решения не будет. Вот реакция официального лица – докладчика Европейского парламента по Сербии: "Картина беспорядков в Белграде, которая обошла мир, посылает очень плохой сигнал о степени уважения к меньшинствам в Сербии и о неэффективности государственных институтов", - заявил занимающий этот пост Желько Качин. По его словам, власти Сербии упустили шанс показать, что в стране действительно "установлена власть закона". О том, что разрешение на проведение гей-парада было провокацией, - никто не говорит. О том, что кодекс поведения некоторых меньшинств может противоречить культурным и духовным традициям народа, опять-таки ни слова. Показательно, в какую логическую вилку загоняют общественное сознание: либо ты соблюдаешь закон и соседствуешь с гей-парадом, и тогда ты – законопослушный европеец и молодец; либо ты – хулиган, вандал и вообще явно асоциальный элемент. Геи же – не асоциальны. Они – критерий демократизации общества. Беспорядки в Белграде, несомненно, конфликт между прошлым и будущим. Будущее – это гей-Европа. Прошлое – традиционалистская Сербия. Вот только нет такого морального закона, что будущее – это всегда хорошо, а прошлое плохо. Иногда необходимо держаться за прошлое, чтобы оставаться самим собой. Историческая память не может быть выборочной. В твоём сердце – либо Косово поле, либо гей-парад. Это справедливо не только для Сербии, это справедливо и для нас. Хватит ли нам мужества не потерять себя перед лицом торжествующей гей-общественности? | ||
Наверх |