ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Сценарии нашей жизни >> Сжимая рукоять меча… Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока

Сжимая рукоять меча… Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока

Печать

В Омске в здании страхового общества "Саламандра" (постройки 1914 г.), после его 4-х летней реконструкции открылся Культурно-просветительский центр  "Эрмитаж-Сибирь" - первый за Уралом "спутник" главного музея Санкт-Петербурга. Каждые полгода Государственный Эрмитаж будет привозить сюда новую выставку. Первый выставочный проект на этой площадке - «Сжимая рукоять меча… Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока» (будет проходить до 24 мая 2020 года). 

omsk.jpg

В состав выставки вошло свыше 400 экспонатов. Выставка выходит за рамки исключительно «оружейной» тематики, демонстрируя широкий пласт культуры народов Ближнего Востока. Помимо предметов вооружения из Отдела «Арсенал» в двух залах Центра «Эрмитаж-Сибирь» представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, археологические памятники, медали и монеты из собраний отделов Востока, Западноевропейского изобразительного искусства, Истории русской культуры, Музея Императорского фарфорового завода, Археологии Восточной Европы и Сибири, Нумизматики.

Испокон веков образ военного, всадника, «рыцаря» был важной частью образа культуры Ближнего и Среднего Востока, ее знаком и символом, ее отличием от других. Это хорошо видно на примерах прекрасных художественных произведений с изображениями предметов вооружения -  серебряных блюдах, золотых пластинах, тонких миниатюрах, цветистых изразцах. Скифский меч, османский ятаган, кокандская сабля, суданский доспех создают красноречивые образы, раскрывающиеся в двух ипостасях: воина-героя, от чьей личной храбрости, боевых навыков и умения владеть оружием зависел исход сражения, и воина-царя – именно он исполнял обязанности главнокомандующего, принимал стратегические и тактические решения, был гарантом благополучия своего народа.

Важное место военных в государстве делало необходимым отметить их статус в обществе. Украшенное оружие становилось  свидетельством  богатства, уважения, благодарности правителю (подарки и дипломатические дары) и его воинской удачи (трофеи).

Во время парадов, торжественных церемоний и различных ритуалов предметы вооружения не только дополняли парадные одеяния участников, но и зачастую становились центральными и полноправными участниками этих действ, требуя соответствующего декоративного оформления. Вот почему полноправными создателями такого оружия были не только искусные ремесленники – кузнецы, механики, полировщики, которые отвечали за технические качества, но и художники-декораторы – чеканщики, резчики, граверы, ювелиры, это оружие украшавшие.

Еще один раздел выставки рассказывает об использовании оружия вне войны: это воспитание воина, его тренировка, придворный церемониал, важнейшей составляющей которого была охота. Она давала возможность проявить свою силу, мужество, хитрость, выполняя тем самым и тренировочные функции, способствуя повышению навыков владения оружием. Обучение воинскому искусству начиналось с самого раннего возраста. Для этих целей мастера-оружейники изготавливали предметы уменьшенных размеров, не уступавших по своим боевым и художественным качествам «взрослым» экземплярам.

По экспонатам этой выставки мы можем читать историю восточных культур и империй, в том числе и Российской – в ее многочисленных связях и войнах с персами, турками, бухарцами и сражениях в Причерноморье, Средней Азии, на Кавказе.

Немало предметов парадного вооружения, представленных в Омске, до революции входило в коллекции знаменитых русских фамилий – Романовых, Шереметьевых, Гагариных и др. Йеменский кинжал – трогательный подарок императрицы Марии Александровны ее супругу Александру I. С сабли кылыч, подаренной маленькому Николаю, начался Царскосельский, а затем и Эрмитажный Арсенал. Пояс, шашка с ножнами, конская сбруя входили в состав дипломатических даров кокандского Худояр-хана, присланных Александру II. Конское оголовье преподнес в дар императору эмир Бухарский. Конский чепрак из бархата и парчи с шитьем золотой нитью происходит из коллекции даров Хивинского хана Николаю II.

Шлемы и шишаки рассказывают о художественных заимствованиях русских и турок. Элегантные кавказские кинжалы перекликаются с цветистыми персидскими. Вещи из окружения имама Шамиля и его награды находят причудливый отзвук в вооружении горского императорского конвоя. В числе уникальных экспонатов археологические артефакты – фрагменты росписей «Царь на троне» VIII века и «Сражающийся воин» XIII века, происходящие из древнего Пенджикента, археологического памятника, находящегося на территории современного Таджикистана. Поражают воображение предметы индийского вооружения: доспех чихалта хазар маша дословно переводится как «одеяние из тысячи гвоздей», шлем с изображениями индийских божеств является одной из жемчужин эрмитажной коллекции. И, наконец, впервые показываются публике новые пополнения эрмитажного собрания – предметы, связанные с махдистским государством в Судане.

Источники 12

omsk1.jpgomsk2.jpgomsk3.jpgomsk5.jpgomsk4.jpgomsk6.jpgomsk7.jpg

 


 

11.11.2019 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение