Русская свадьба |
В Выставочном комплексе Исторического музея (Москва. площадь Революции, д. 2/3) до 1 апреля 2020 г. проходит выставка "Русская свадьба". Русский свадебный обряд сформировался уже к XVI веку и сохранялся до конца XVII столетия, а в крестьянской культуре — вплоть до начала XX века. Традиционная свадьба напоминала театрализованное представление, каждое действие которого было наполнено определенным смыслом, а отступление от принятого порядка считалось плохой приметой. Мир изменился, а выражение "играть свадьбу" существует и сегодня. Отдельные элементы свадебной традиции, старинные слова и фразы, давно потеряв свое значение, сохранились и в современной свадьбе. Выставка Исторического музея знакомит с забытыми и во многом утраченными русскими народными традициями. Посетителям представляется редкая возможность не только увидеть интереснейшие и редко экспонируемые музейные предметы, но и совершить настоящее путешествие по свадебному обряду. В экспозиции выставки представлены иконы XVII века, написанные царскими изографами в 1680‐е годы: "Покров Богородицы", "Рождество Христово" и "Крещение Господне". О формировании русской свадебной традиции и пышной царской свадьбе рассказывают чиновные списки свадьбы царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, венчальная икона царицы Евдокии Федоровны Лопухиной и другие предметы. Среди редких и особо ценных экспонатов на выставке представлены деревянные горельефы, изображающие крестьянскую свадьбу. Они выполнены неизвестным скульптором конца XVIII — начала XIX века и предоставлены на выставку Тверской областной картинной галереей. Подлинный ткацкий стан начала XIX века, прядильные гребни, расписные прялки и швейки XVIII–XIX веков из разных регионов России рассказывают о важной роли приданного для невесты и о техниках его приготовления, в том числе вышивки и подготовки "портно" — части традиционного приданого из домотканого или фабричного текстиля. На выставке можно увидеть большое разнообразие девичьих головных уборов, имеющих большое символическое значение. В разных регионах они играли роль венчальных. После венчания совершали старинный обряд "окручивания": молодой жене расчесывали косу и меняли головной убор на новый, полностью закрывавший волосы. Изменение прически и головного убора свидетельствовали об окончательной смене статуса. Предметные комплексы дополняют произведения живописи. Среди них знаменитая картина неизвестного художника XVIII века "Девичник в городе Торопце" из собрания Исторического музея, а также известное полотно художника М. Шибанова "Празднество свадебного договора" 1777 года, хранящееся в Третьяковской галерее, и картина "Старинный обряд благословения невесты в г. Муроме" И. С. Куликова из Владимиро‐Суздальского музея‐заповедника. | |
30.12.2019 г. | |
Наверх |