Концепция личности в творчестве Валентина Серова |
В своих работах Валентин Серов сумел передать не только личные качества образа портретируемого, но и его экзистенцию. Феномен природы личности на протяжении всей истории развития человечества является одним из наиболее актуальных. Исследуют эту проблематику не только философы, но и ученые разных научных направлений, представители искусства, литературы и т.д. То есть, все те, кто изучает или непосредственно занимается искусственной/творческой деятельностью. В своей творческой деятельности изучил и раскрыл феномен природы личности и знаменитый русский художник рубежа ХIХ-ХХ вв. Валентин Серов. Его творчеству характерно естественно-гармоничное изображение личности портретируемого и ее экзистенции. Также, творческой деятельности художника свойственна, и ярко выраженная природа личности автора. О самом Валентине Серове, о его художественном таланте и образах, запечатленных на его картинах писали многие художественные критики, исследователи, такие как Е. М. Алленова, А. Н. Бенуа, Г. И. Эммануилович, А. И. Кудря, В. П. Лапшин, Г. И. Чугунов и др. Великий русский художник Валентин Александрович родился в семье композиторов. Его отец А.Н. Серов, уже в то время, был известным композитором и автором многих классических опер. Мать русского художника В.С. Серова также занималась музыкой, училась в Петербургской консерватории, позже продолжила свое обучение в Мюнхене. Социокультурное пространство в котором рос будущий художник способствовали раннему пробуждению его природного таланта. Мать В. Серова, приложила много усилий выбирая для сына лучших учителей-наставников. Свои первые уроки по рисунку юный художник брал у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга. Со временем его наставником стал И. Репин. Он обучал юного В. Серова сначала в Париже, где жила его семья, а потом и в Москве, когда они переехали. По рекомендации И. Репина в 1880 году юный В. Серов поступил на обучение в Петербуржскую Академию художеств под руководство П. Чистякова. Однако через 5 лет, В. Серов не окончив обучение в Академии художеств, переехал в Европу. Музеи Италии и Голландии оказали особое влияние на творчество русского художника. Именно они и стали завершающим этапом в художественном обучении В. Серова [1;3]. С конца 80-х – 90-х годах В. Серов написал огромное количество портретов. На них изображены портреты людей разных вековых групп и сословий: дети, высокопоставлена русская знать, купцы, мещане и др. Современники В. Серова заявляли, что его немного побаивались, упрекали в излишней правдивости и даже шаржировании образов портретируемых. Во всех работах великого русского художника проявлялись его бесценные человеческие качества, честность и прямота. В начале ХХ века В. Серов пишет цикл рисунков и картин акварелью, маслом, темперой, карандашом с содержанием русской истории. Все представленные композиции жизненны, и написаны словно с натуры. Так, например, одна из многих широко известных его картин «Выезд на охоту Петра ІІ и Елизаветы Петровны». События 1905 года и социокультурные изменение рубежа веков, оставили неизгладимый след в творчестве и жизни В. Серова. Великий русский художник продолжал много трудится, но давние проблемы со здоровьем начали проявляться снова. Сердце художника остановилось в возрасте 46 лет [1;3]. Работы великого художника отличаются единством содержания образов портретируемых, которые выглядят как оригинальные копии с определенными качествами человеческой души, и пространство-временного континуума. Во всех своих стилистических поисках, то ли это импрессионизм, модерн или реализм, В. Серов всегда придерживается глубины честного и реального познания как самой природы, так и природы человека. Ему удалось передать всю необычайную красоту и сложность эпохи, социально-психологический настрой, мировоззрение, мироощущение и мировосприятие не только своих современников, но и собственное. Тонкое, философскопсихологическое восприятие портретируемых образов В. Серова послужило фундаментом становления его как яркого, реалистичного и великого русского художника рубежа столетий [1;2;3]. Несмотря на то, что В. Серов писал во многих жанрах, в первую очередь, он все же был портретистом. Возьмём, к примеру, портрет А. Горького. Художник, перед написанием портрета сначала старательно изучал натуру. Ходил на собрания, где выступал А. Горький. Следил за его жестами. Когда портрет А. Горького был окончен, Алексей Максимович спросил у В. Серова: «Почему такой сложный ракурс?», - на что художник ответил: «Когда вы увлечены, вы становитесь самим собой». Или возьмём к примеру ещё такой небезызвестный портрет – портрет М. Ермоловой. Это была строгая, драматическая актриса, её называли «великая молчальница». На портрете В. Серов изобразил ее как статую, где она стоит ровно, взгляд её суров и смотрит вдаль. Дочери М. Ермоловой, увидев этот портрет, обратились к художнику: «Это не наша мама». В. Серов же, в свою очередь, ответил следующее: «Я писал не вашу маму, я писал актрису Ермолову» [1;3]. Валентин Александрович уделял очень большое внимание второму плану и в целом окружению портретируемого. Например, в портрете К. Коровина художник изобразил своего друга в полулежащей позе, в окружении едва написанных этюдов и лежащего рядом раскрытого этюдника. Таким образом, он намекал на некоторую неряшливость Коровина. В другом портрете, наоборот, мы может увидеть всю нежность художника вылившуюся в картине «Летом». В ней изображен солнечный образ его жены О.Ф. Серовой. Портрет написан маслом в импрессионистском стиле. Использовав яркие, теплые краски, растерев отчетливые контуры, художник светло и мягко передал экзистенцию человека и его природы. По рассказам современников, Ольга Федоровна была чуточку пугливой, хрупкой, с характерной внутренней нежностью человеческой природы. Многоплановость, простоту и спокойствие в картине создают дети, беззаботно-играющие вдали [2;3]. Русский художник восхитительно писал разным материалом. В том числе, превосходно рисовал карандашом. Формировалось впечатление, что он без затруднений владел всеми техниками живописи. В. Серов был одним из первых, кто придал новое значение рисунку карандашом. Он считал его отдельным произведением искусства. Ранее же, рисунок карандашом принимали только за эскиз. Все работы художника, написанные карандашом обладают также, как и другие работы которые выполнены в разных техниках, совершенством исполнения, экспрессивностью, легкостью, характером. В. Серов единственный русский художник который в своих работах стирает границы между жанрами живописи. Главное остается для него только человек [3]. В. Серов был великим русским художником конца ХІХ - начала ХХ века. Его внезапная скоропостижная кончина привела в смятение современников. Так, выражая свою признательность и глубочайшее уважение, поэт В. Брюсов точно отметил: «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни, и то, что он писал, выявляло самую сущность явлений, которую другие глаза увидеть не умеют» [1;4]. Жанровое разнообразие и профессиональное мастерство Валентина Серова, всегда будут приносить ему славу художника-современника. Его мастерские философско-психологические приемы в живописи неизменно остаются интересны и актуальны сегодня. Литература1.Бенуа А. Мои воспоминания. В 5 кн. / Подг. текста Н. И. Александровой, Л. В. Андреевой, А. Л. Гришунина, А. Н. Савинова, Г. Г. Поспелова, Г. Ю. Стернина. - М., 1980. 2.Валентин Серов. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство / Сост. Д. В. Сарабьянов, Г. С. Арбузов; вступ. ст. Д. Сарабьянова. - Л., 1982. 3.Грабарь И. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. - М., 1914. 4.Лапшин В. Валентин Серов. Последний год жизни. - М., 1995.
Публиковалось: Материалы Всероссийской научной конференции «Ялтинские философские чтения. Проблемы гуманитарного знания и крымский культурный ландшафт» (19-21 ноября 2015 года, г. Ялта), стр. 128-130. | |
01.01.2020 г. | |
Наверх |