Царственный Алтай. К 150-летию Г.И. Гуркина |
25.01.2020 г. | |
С 30 января по 27 февраля 2020 г. в Томском областном художественном музее пройдёт выставка "Царственный Алтай", посвященная 150-летию со дня рождения Григория Ивановича Чорос-Гуркина - самого известного сибирского живописца начала XX века.
На выставке впервые за последние, более чем 20 лет, можно увидеть все 17 живописных произведений и рисунок пером из собрания музея, причем один живописный этюд будет представлен впервые. Дополнят экспозицию несколько экспонатов из других собраний, что будет сюрпризом для тех, кто знает гуркинскую коллекцию художественного музея. О художнике: Григорий Иванович Чорос-Гуркин (1870-1937) родился в с. Улала (ныне Горно-Алтайск). Живописец. Рисовальщик. Педагог. Собиратель фольклора. Автор пейзажей, жанрово-этнографических картин, портретов. Учился в школе Алтайской духовной миссии, работал в иконописных мастерских с. Улала, Бийска. Занимался в Петербурге у И.И. Шишкина (1897–1898), учился в Императорской академии художеств (1899–1905) у А.А. Киселева. С 1903 жил на Алтае в с. Анос. Часто совершал летние творческие поездки в отдаленные районы Горного Алтая. В 1921-1925 работал в Монголии. Туве. С 1931 преподавал в своей мастерской в с. Анос, в Ойрот-Туринской художественной школе. Его выставки прошли в Томске (1907–1908, 1910, 1915), Красноярске, Иркутске (1910), Барнауле (1911), Бийске (1913), Новониколаевске (ныне Новосибирск, 1925, 1927). Григорий Иванович Гуркин – центральная фигура в сибирском изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века. Г.И. Гуркин не только стал первым среди алтайцев профессиональным художником, но поднял искусство живописи в Сибири на российский уровень. Творчество Гуркина, родившегося в Томской губернии и проведшего всю творческую жизнь в Сибири, было уникальным явлением. Оно изменило взгляд сибирских живописцев на природу. Для томских художников Алтай и мастерская художника в с. Анос стали своеобразной художественной Меккой. Именно с алтайскими работами в их творчестве зазвучала подлинно сибирская тематика. Становление и развитие таланта художника было теснейшим образом связано с Томском. И до конца жизни художник считал своим долгом показывать результаты работы на выставках в столице губернии. Выставки его произведений 1907, 1910, 1915 годов оказали огромное влияние на развитие городской культуры. Большое число томичей приобщилось к художественной культуре. В том числе через подробные анализы его выставок и произведений в газете «Сибирская жизнь», которая поместила об этом мастере в 1900–1910 - х годах значительно больше публикаций, чем о прочих сибирских художниках. Число посетителей выставок достигало за 2 недели до 5000 человек. Еще современники отмечали, что благодаря выставкам Гуркина в городе появились меценаты. Томичи раскупали практически все произведения с его выставок, где представлялись сотни работ, и делали заказы художнику на повторения полюбившихся картин. Именно поэтому в Томске остались и сохранились крупнейшие этапные полотна художника: «Хан-Алтай», «Корона Катуни», «Озеро горных духов», «Озеро Каракол», а также живые, непосредственные натурные этюды из поездок по Горному Алтаю. Так, например, «Хан-Алтай» был приобретен в собственность А.А. Кухтериной - представительницей богатой купеческой семьи. Сейчас Томский художественный музей хранит 18 произведений мастера. Работы Григория Ивановича Гуркина любимы томичами, и всегда вызывают живой интерес. Произведения Гуркина со времени основания Томского краевого музея в 1922 году и после их передачи в собрание художественного музея всегда даже, несмотря на годы его забвения на Алтае, входили в постоянную экспозицию томских музеев. Сам мастер лучшей своей картиной считал полотно «Хан-Алтай».
| |
Наверх |