Чувство вины перед природой в культуре античности и Ренессанса |
Образы Рая, «золотого века», «доброго старого времени» всегда ассоциировались с жизнью в гармонии с природой. Однако, как понималась эта гармония в разные эпохи и когда к ностальгическим мечтам о былом стали примешиваться сожаление о неподобающем отношении к природе и чувство вины перед ней? Гесиод, описывая время правления Кроноса, когда на
земле жило золотое поколение (золотой род), говорит о природе как о доброй
щедрой матери, дающей своим чадам все необходимое для жизни. В это время земля
сама давала обильный урожай, а людям оставалось лишь спокойно собирать его и
присматривать за многочисленными стадами: «Большой урожай и обильный / Сами
давали собой хлебодарные земли. Они же, / Сколько хотелось, трудились, спокойно
сбирая богатства, – / Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных».[3, c.53] Римляне
заимствовали этот сюжет, существенно изменив его и обогатив новыми смыслами.
Они не только назвали правление Кроноса Сатурновым царством и Золотым веком.
Они иначе расставили акценты и актуализировали содержание мифа. В
первой главе «Метаморфоз» Овидия содержится одно из наиболее развернутых
описаний Золотого века. Здесь многое заимствовано у Гесиода: идеальный климат,
плодородная почва, изобилие. Однако главное не это. Овидий начинает свой
рассказ с того, что позже назовут «естественным правом»: в эпоху Золотого века люди обходились без законодательства и,
повинуясь природному чувству справедливости, поступали как должно: «Первым век
золотой народился, не знавший возмездий, / Сам соблюдавший всегда, без законов,
и правду, и верность. / Не было страха тогда, ни кар, и словес не читали /
Грозных на бронзе; толпа не дрожала тогда, ожидая / В страхе решенья судьи, – в
безопасности жили без судей» [6, c.101] Другая
особенность Золотого века – отсутствие войн: «Упражнений военных не зная, /
Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди».[6, c.101] Естественное
право и всеобщий мир – прямое следствие бережного и благоговейного отношения к
природе. Люди не обрабатывали землю, принуждая ее давать больше, чем она может
и хочет: свободная земля сама, без принуждения, давала все необходимое: «Также,
от дани вольна, не тронута острой мотыгой, / Плугом не ранена, все земля им
сама приносила».[6, c.101] Кроме того, в эпоху Золотого века не было мореплавания. Овидий
осуждает это занятие не в силу его опасности для человека. Мореплавание – явное нарушение законов природы: сосна,
которая растет на возвышенностях, должна, повинуясь прихоти человека, плавать
по морю: «И, под секирой упав, для
странствий в чужие пределы / С гор не спускалась своих сосна на текущие волны».[6,
c.101] Далее
Овидий, следуя схеме Гесиода, описывает нравственную деградацию человечества:
за золотым веком следует серебряный, затем медный, затем век беспощадных войн
и, наконец, современность – железный век, самый преступный и жестокий. Однако,
если у Гесиода в центре внимания распад традиционных межличностных связей и
конфликт поколений, то у Овидия «грехопадение» начинается с нарушения человеком
природного равновесия и порядка: люди стали обрабатывать и делить землю и
буквально все перевернули с ног на голову: растущие на горах сосны заставили
плавать по воде, а полезные ископаемые,
спрятанные в недрах земли, извлекли наружу. Результаты не заставили себя долго
ждать: попытка покорить природу и изменить ее законы породила вкус к богатству
и жажду наживы, которые стали главной причиной всех нынешних и грядущих
бедствий: « Начали парус вверять ветрам (…), и на высях
стоявшие горных / На непривычных волнах корабли закачались впервые. /
Принадлежавшие всем до сих пор, как солнце и воздух, / Длинной межою поля
землемер осторожный разметил. / И от богатой земли не одних урожаев и должной /
Требовать стали еды, но вошли в утробу земную. (…) / Стали богатства копать, –
ко всякому злу побужденье!»[6, c.102] Те же
идеи и образы мы встречаем в одной из любовных элегий Овидия, где поэт, сетуя
на неверность возлюбленной, которая
предпочла ему богатого воина, вспоминает Золотой век, когда царил мир, ценилась
поэзия и люди жили в гармонии с природой, не покушаясь на ее свободу. В
век, когда в небесах Сатурн господствовал старый, В
недрах ревниво земля много богатств берегла. Золото
и серебро и медь и железо таились Рядом
с царством теней, – их не копали тогда. То
ли земные дары: пшеница, не знавшая плуга; Соты,
доступные всем, в дуплах дубовых; плоды… Землю
в то время никто сошником могучим не резал, Поля
от поля межой не отделял землемер. Не
бороздило зыбей весло, погруженное в воду. Каждому
берег морской краем казался пути. Против
себя ты сама искусилась, людская природа, И
одаренность твоя стала тебе же бедой. Вкруг
городов для чего воздвигаем мы стены и башни, Вооружаем
зачем руки взаимной враждой? Море
тебе для чего? Человек, довольствуйся сушей. В
третье ли царство свое мнишь небеса превратить? [5, c.87] С
чувством вины перед природой и списком преступлений против нее можно
встретиться и у Вергилия, в четвертой эклоге «Буколик». Предсказывая
наступление Золотого века, поэт говорит
о примирении с природой: люди перестанут обрабатывать землю и заниматься
мореплаванием: «Море
покинут гребцы, и плавучие сосны не будут / Мену товаров вести – все всюду
земля обеспечит. / Почва не будет страдать от мотыг, от серпа – виноградник; /
Освободит и волов от ярма хлебопашец могучий».[2, c.41] Насилие
над природой разжигает жажду наживы и приводит к роскоши, которая является
главной болезнью нынешнего века, – такова основная идея Сенеки. Полемизируя с
Посидонием, утверждавшим, что ремесла и
искусства, изобрели мудрецы, философ утверждает: «Счастлив был
век, еще не знавший архитекторов. (…)Под соломой жили свободные, под мрамором и
золотом живут рабы. (...) Мы рождены на
все готовое, но, пресытившись легко доступным, обрекли себя на трудности. (...)
Страсть к роскоши отошла от природы, она ежедневно сама себя разжигает и растет
уже много веков, изобретательностью способствуя порокам. (…) Земля, пока ее не
обрабатывали, была плодороднее, и простора хватало всем народам, не расхищавшим
ее. (...) Оружье оставалось праздным, руки не обагрялись
человеческой кровью, и вся ненависть обращалась против диких зверей. (…) Мы
ворочаемся под нашим пурпуром (...), а им как сладко спалось на твердой земле!
(...). Ни у кого не было домов в размер города – был воздух, и вольное дыхание
на просторе, и легкая тень скалы либо дерева, и прозрачные источники, и ручьи,
не загрязненные ни канавами, ни трубами, и луга, красивые без всякого
искусства, и среди них – грубая хижина, сложенная неумелой рукой. (...) А
теперь само жилище есть одна из первых причин нашего страха». [8,
c.539-540] В
Средневековье стремление к жизни в гармонии с природой сохранилось, однако
чувство вины перед ней несколько притупилось: чувства вины перед Богом было
более чем достаточно. В эпоху Ренессанса оно возникло вновь. Отчасти это
связано с возрождающимся культом природы и восприятием ее как самостоятельной
разумной силы, отчасти – с новым прочтением античных авторов. Леон
Баттиста Альберти в диалоге «Теодженио» дает человеку уничижительную характеристику,
не менее страстную, чем многочисленные апологии, прославлявшие его неограниченные возможности
и власть над природой. Человек, считал Леон Баттиста Альберти, противопоставил
себя природе, став смертельным врагом всему живому и самому себе: «Нет существа,
столь же ненавидимого всем другими, как человек. Добавь еще, сколь пагубен
человек для самого себя со своим честолюбием, стяжательством и непомерным
желанием жить в удовольствиях и безделье (...). Другие животные довольствуются
тем, что им полагается; только человек в вечной погоне за новым сам себе
приносит вред. Не довольствуясь всей ширью земли, он хочет добыть все под
землей, под водой, в горах, силится подняться выше облаков. (…) О беспокойное и
неудовлетворенное никаким своим состоянием и положением существо! Иной раз,
когда природе надоедает неуемная дерзость, присущая нам, желающим знать все ее
тайны, направлять и подделывать ее, она изыскивает новые бедствия, дабы
избавить себя от наших забав, а заодно научить уважать ее. Что за глупость
смертных, ищущих знать, когда, как и какой смысл и какая цель всякого
установления и предприятия Бога. (...) Природа упрятывает золото, металлы и
другие минералы; мы же извлекаем их наружу. Она рассыпала камни-самоцветы,
сообщив им формы, которые ей, замечательной художнице, показались наиболее
подходящими. Мы же, кромсая, даем им новую отделку и форму. Она установила
различия деревьев и плодов; мы их скрещиваем. (...) Сосны бежали на высокие
горы, расположенные вдали от моря; мы же их стаскиваем, словно бы только для
того, чтобы они мокли в морской воде. Залежи мрамора находятся в земле; мы же
его располагаем на фасадах храмов. И так нам противна всякая природная свобода,
что мы смеем обращать в рабов даже самих себя. (…) Свою утробу человек хочет
превратить в общую могилу всех вещей, трав, плодов, птиц, рыб. Ни под землей,
ни над землей нет ничего, чтобы он ни пожирал. Смертельный враг тому, что он
видит и чего не видит, он стремится все поработить. Враг человеческому роду,
враг самому себе». [1, c.130-136] В этом фрагменте мы встречаем знакомую
нам критику мореплавания и добычи полезных ископаемых как переворачивания
природного порядка с ног на голову, а также идею о связи экологических и
социальных проблем, которая встречается уже у римских авторов. Однако Альберти
дополняет список преступлений человека против природы: выведение новых сортов
растений и попытки усовершенствовать ее посредством ювелирного искусства.
Однако главное преступление – неуемная жажда познания и связанное с ней
стремление к порабощению: окружающего мира, других людей и, в конечном итоге,
самого себя. Мысль Леона
Баттисты Альберти о том, что мы, люди, не лучше, а хуже других живых существ и
не вправе считать себя их господами, развивает Мишель Монтень. Самомнение
человека, ставящее его в центр мироздания, – нелепая иллюзия: «Кто уверил
человека, что это удивительное движение небосвода, этот вечный свет, льющийся
из величественно вращающихся над его головой светил, этот грозный ропот
безбрежного моря, что все это сотворено и существует столько веков для него,
для его удобства и к его услугам? Не смешно ли, что это ничтожное и жалкое
создание, которое не в силах даже управлять собой и предоставлено ударам всех
случайностей, объявляет себя властелином и владыкой Вселенной (...)! На чем
основано то превосходство, которое он себе приписывает, полагая, что в этом
великом мироздании только он один может воздавать хвалу его Творцу и отдавать
себе отчет в возникновении и распорядке вселенной? (...)Есть ли в этом жалком
существе хоть что-нибудь достойное такого преимущества? (…) Самомнение – наша
прирожденная и естественная болезнь. Человек – самое злополучное и хрупкое
создание и тем не менее самое высокомерное. Человек видит и чувствует, что он
помещен среди грязи и нечистот мира (...), и однако же мнит себя попирающим
небо. По суетности того же воображения он равняет себя с Богом, приписывает
себе божественные способности, отличает и выделяет себя из множества других
созданий, преуменьшает возможности животных, своих собратьев и сотоварищей, наделяя
их такой долей сил и способностей, какой ему заблагорассудится. Как он может
познать усилием своего разума внутренние и скрытые движения животных? На
основании какого сопоставления их с нами он приписывает им глупость?
(...)Трудно сказать, кто виноват в том, что люди и животные не понимают друг
друга, ибо ведь мы не понимаем их так же, как и они нас. На этом основании они
так же вправе считать нас животными, как мы их. (…) Нужно признать равенство
между нами и животными: у нас есть некоторое понимание их движений и чувств, и
примерно в такой же степени животные понимают нас. (…) Те преимущества, которые
человек из самомнения произвольно приписывает себе, просто не существуют; и
если он один из всех животных наделен свободой воображения и той ненормальностью
умственных способностей, в силу которых он видит и то, что есть, и то, чего
нет, и то, что он хочет, истинное и ложное вперемешку, то надо признать, что
это преимущество достается ему дорогой ценой и что ему нечего им хвалиться, ибо
отсюда ведет свое происхождение главный источник угнетающих его зол: пороки,
болезни, нерешительность, смятение и отчаяние». [4, c.317-321]
С тех
пор, как европейцы впервые задумались о проблемах экологии, прошло, по меньшей
мере, две тысячи лет. Однако доводы рассудка по-прежнему бессильны перед
древней иллюзией человека о своем центральном положении в мире и праве изменять законы природы. И сейчас, как
никогда, актуальны слова Паскаля: «Наше достоинство не в овладении пространством,
а в умении разумно мыслить»[7, c.237]
Источники 1. Альберти Леон Баттиста. Теодженио // Кудрявцев О.Ф. Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. – М.: Юрист, 1996. – С.130-136 2. Вергилий. Буколики. Перевод С.В.Шервинского // Публий Вергилий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. – М.: Художественная литература, 1971. – С. 29-61 3. Гесиод. Труды и дни. Перевод В.В.Вересаева // Гесиод. Полное собрание текстов. – М.: Лабиринт, 2001. – С.51-75 4. Монтень. Опыты //Кудрявцев О.Ф. Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. – М.:Юрист,1996. – С.317-321 5. Овидий. Любовные элегии. Перевод С.В.Шервинского // Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. – М.: Художественная литература, 1983. – С. 25-96 6. Овидий. Метаморфозы. Перевод С.В.Шервинского // Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. – М.: Художественная литература, 1983.– С.99-434 7. Паскаль. Мысли // Франсуа де Ларошфуко, Блез Паскаль, Жан де Лабрюйер. Суждения и афоризмы. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 145-264 8. Сенека. Нравственные письма к Луцилию //
Мыслители Рима. – М.: Эксмо-Пресс, 1998.
– С.381-622
Литература
9.
Природа в культуре Возрождения. Сборник статей. – М.: Наука, 1992. – 234 с. 10.
Томан И.Б. Образы "золотого века" в культуре Европы и России // Диалог культур: Россия - Запад
- Восток. Материалы Международной
научно-практической конференции "Славянская культура: истоки, традиции,
взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские
чтения". 14 мая 2013 года. Москва-Ярославль: Редмер, 2013. – С.83-89 11. Чернышов Ю.Г. Древний Рим: мечта о золотом
веке. – М.: Ломоносов, 2013. – 240 с.
Об авторе: Томан Инга Бруновна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина | |||
18.02.2020 г. | |||
Наверх |