Грибоедовская Москва |
08.03.2020 г. | |
До 1 мая 2020 г. в Государственным музее А.С. Пушкина (Москва, Пречистенка, 12/2) проходит выставка «Грибоедовская Москва», приуроченная к 225-летию со дня рождения А.С. Грибоедова. Выставка посвящена Москве – городу, который внес в летопись жизни и творчества писателя столь важные страницы. В Москве Грибоедов родился и прожил безвыездно почти семнадцать с половиной лет. Здесь он учился в университете, здесь осознал свое литературное призвание, отсюда в 1813 году отправился на военную службу. Позже он был в Москве проездом несколько раз в самые важные периоды своей жизни. В 1826 году он посетил древнюю столицу России дважды: по пути следования с Кавказа в Санкт-Петербург после ареста по делу декабристов и на обратном пути на Кавказ после своего освобождения. В 1828 году поэт вновь дважды был в Москве: следуя с текстом Туркманчайского договора к императору Николаю I и отправляясь через три месяца обратно, теперь уже в качестве Полномочного министра-посланника в Персии. Но самое главное, что с марта 1823 по май 1824 года Грибоедов жил в Москве, работая над комедией «Горе от ума», в которой он и воспел Москву, получившую название «грибоедовской». Выставка состоит из трех разделов. Первый из них составили материалы, связанные с «московскими страницами» биографии писателя. Это виды Москвы рубежа XVIII–XIX веков; изображения Подновинского гулянья, которое ежегодно на Пасхальной неделе проходило недалеко от дома Грибоедовых; Московского университета, о пребывании в котором писатель на всю жизнь сохранил «самые отрадные воспоминания». Здесь же можно видеть изображения московских бульваров, которые в те времена были излюбленным местом гулянья москвичей, а также портреты известных писателей, композиторов, актеров, составлявших круг общения Грибоедова в период пребывания его в Москве: П.Я. Чаадаева, Д.В. Давыдова, В.Ф. Одоевского, В.К. Кюхельбекера, А.Н. Верстовского, М.Ю. Виельгорского, А.А. Алябьева и других. Следующий раздел выставки посвящен комедии «Горе от ума». Приехав в Москву весной 1823 года, Грибоедов в течение нескольких месяцев жил там, продолжая работу над комедией. «Чтобы вернее схватить все оттенки московского общества», он «ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете». О том, насколько верно удался Грибоедову портрет города, свидетельствую высказывания современников. «Горе от ума» <…> представляет нашу добрую старушку Москву, с ее странностями, причудами и капризами», – писал Н.И. Надеждин. По мнению И.А. Гончарова, в комедии Грибоедова «и общее и детали, все это <…> взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем "особым отпечатком" Москвы». Среди экспонатов этого раздела выставки – портреты неизвестных первой трети XIX века. Этих людей писатель мог встречать в московском обществе и, наблюдая за ними, создавать свою «картину нравов», «галерею живых типов». Здесь же представлены виды Москвы, в том числе – те места, которые упоминаются в комедии: Кузнецкий мост, Английский клуб и другие. Украшением зала служит фрагмент интерьера московской гостиной и костюмы Чацкого, Фамусова, Скалозуба, Софьи, Лизы и других героев к спектаклю «Горе от ума» (постановка О. Меншикова, сезон 1998–2000 годов). Первые издания «Горя от ума», экспонируемые в этом зале, помогают почувствовать атмосферу эпохи. Это альманах «Русская Талия на 1825», где были напечатаны отрывки из «Горя от ума», первое издание комедии Грибоедова, увидевшее свет в 1833 году, и многочисленные списки, благодаря которым комедия получила широкое распространение еще при жизни автора. Впервые на московской сцене «Горе от ума» было поставлено в 1831 году, поэтому на выставке представлены вид Большого театра и портреты актеров, задействованных в спектакле: П.С. Мочалова, Д.Т. Ленского и М.С. Щепкина, для которого «Горе от ума» стало неизменной гастрольной пьесой. Завершают экспозицию виды современной Москвы, связанные с именем Грибоедова; издания его произведений XIX–XX веков; живописные и графические работы художников ХХ века: Н.П. Ульянова, Е.А. Кибрика, А.И. Шурыгина, Е.И. Куманькова, посвященные жизни и творчеству писателя. Афористический стиль комедии «Горе от ума» способствовал тому, что многие ее выражения стали «крылатыми». «Половина стихов должна войти в пословицу», – писал А.С. Пушкин. Цитаты из комедии, а также высказывания о ней современников, сопровождающие выставку, помогают лучше понять и замысел автора, и отношение читателей к «Горю от ума» – произведению, ставшему одной из вершин русской драматургии и поэзии.
| |
Наверх |