Покаяние или смерть |
Ситуация с коронавирусом - отличная лакмусовая бумажка. Она проявляет то, что мы до сих пор предпочитали не замечать. Например, насколько мы уже не те христиане, какими были наши предки.
Прежде, когда православную страну настигала какая-нибудь напасть, следовали весьма конкретное осмысление и вполне определённые действия. Случившаяся пагуба интерпретировалась как наказание Божие за грехи ныне живущих людей. Связь происходящих страшных событий и грехов не просто была дежурной формулой объяснения, она лежала на поверхности. Если люди отворачивались от Бога, пренебрегали Его заповедями, Он пропускал силам зла возобладать над тем или иным человеческим сообществом. Самым надёжным способом защиты от всевозможных бед в христианском мире всегда было покаяние. Нераскаянный человек близок к погибели, которая может реализоваться в любую минуту. Понимание этого и образует православное отношение к любой напасти. Господь как-то сказал иерусалимлянам: "думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете". (Лк. 13:4-5) Покаяние же способно переменить судьбу. Бог послал Иону возвестить жителям Ниневии, что за их грехи разрушит их город. Ниневитяне раскаялись, и Бог пощадил Ниневию. Поэтому, когда случалась беда, православные люди усиливали молитву. Они шли в храмы, чаще прибегали к Таинствам - исповедовались, причащались. Делали более строгим свой пост, заказывали молебны, обходили вокруг своих поселений крестным ходом. И что мы видим сегодня? У нас эпидемия, и русские люди реагируют на беду по стандарту светской Европы. Каждый старается сидеть дома, минимизировав свои выходы в места, где можно ожидать скопления народа, в число которых, не дрогнув, включили и храмы. От икон ныне не ждут чудотворения - их киоты протирают дезинфекционным раствором, полагая, видимо, что химия сильнее благодати. Причащение с одной лжицы всего множества причастников вселяет страх. Люди не думают, как они примут частицу Самого Бога, они заботятся о том, как бы не проглотить инфекцию. Место трепета перед святыней в сердце занял ужас перед болезнью. На молитвенное стояние не выйдешь и крестным ходом не пройдёшь - запрещено санитарными предписаниями. Между тем, если бы государство следовало логике, естественной для православного мировоззрения, от него можно было бы ожидать других действий. Например, запрета на увеселения, хотя бы на время поста, введения мер по пресечению блуда и разврата. Государство должно было бы выступить средой покаяния, сосудом, обеспечивающим целостность и сохранность покаянного духа. Но такого духа в обществе нет, и мы видим, что государство действует без оглядки на Православие. Духовное измерение им игнорируется. А оно, тем не менее, вполне реально. Если человечество ведёт себя так, будто Бога не существует, Бог может оставить его, а это значит, что власть над людьми получат духи зла. И мы видим, как наш мир стремительно становится более злым и жестоким. Мера страданий возрастает, и ещё будет возрастать. Книга Откровения Иоанна Богослова описывает различные, смертельные и страшные язвы (напасти), обрушивающиеся на человечество. Но, даже оказавшись перед лицом столь кошмарной действительности, оно не приходит к вразумлению и не в состоянии духовно перемениться. Св. Иоанн пишет, что видел: «...люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем». (Откр. 9:20-21). А когда Ангел вылил чашу гнева Божия на престол зверя, и царство его сделалось мрачным, так что люди потеряли всякую надежду, они всё же вспомнили о Боге, но не для того, чтобы воздать Ему славу: они «хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16:11). Пока мы не дошли до такой степени духовного очерствения, у нас есть шанс обратиться к Богу с покаянным плаче в душе; и Всемогущий Бог, видящий в глубине нашего сердца даже каплю слезную, даже капли часть некую (как сказано в молитве Симеона Нового Богослова из Последования к святому Причащению), конечно же, может отвести от нас любую напасть. Но для этого мы должны действительно верить в Него, действительно хотеть Его вмешательства. А знаком такой нашей веры может быть только молитва. Без молитвы же нас ждёт путь от одной напасти к другой, на который мы, похоже, уже вступили. | ||
Наверх |