Британская гравюра XVIII—XIX веков |
20.03.2020 г. | |
Продолжаем знакомить посетителей сайта с возможностями электронного доступа к музейным коллекциям. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) представляет свою коллекцию британской гравюры. В ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится второе по величине в России собрание британской графики. Коллекция эстампов насчитывает более десяти тысяч произведений, хронологически охватывает период с конца XVII века до середины 70-х годов XX столетия. Ее лучший раздел – гравюра XVIII века. Почти семь тысяч хорошо сохранившихся оттисков — бесценное свидетельство давно ушедшей эпохи, источник знаний о культуре Соединенного Королевства. Печатная графика XIX столетия в коллекции Музея представлена со значительно меньшей полнотой и богатством. Электронный вариант коллекции (каталог) включает 750 гравюр XVIII—XIX веков, созданных английскими, шотландскими и ирландскими художниками. Основу каталога составляет наследие двухсот пятидесяти мастеров гравюры, в том числе таких знаменитых, как Уильям Хогарт, Джон Рафаэль Смит, Уильям Уорд, Томас Роулендсон и Джеймс Уистлер. Наряду с отдельными листами в каталог включены популярные сатирические и пейзажные серии, композиции, посвященные спорту и охоте. Электронное издание отличается многообразием и сложностью своего состава. Помимо известных, часто экспонируемых на выставках произведений в нем сосредоточено множество замечательных памятников, которые публикуются впервые. Прежде всего, это уникальные альбомы гравюр «Древности Великобритании», «Крики Лондона» и «Алфавит». Следует также отметить анималистические композиции Томаса Ландсира, Джона Фредерика Льюиса и Джорджа Таунли Стаббса. Каталог достаточно полно и последовательно отражает основные этапы развития британского эстампа. Первая половина XVIII столетия представлена работами выдающихся английских портретистов Джона Смита I и Исаака Беккетта, морально-нравственными сериями Уильяма Хогарта; вторая половина века — гравюрами различных жанров и направлений, возникших в это время и полюбившихся жителям Великобритании. Пейзажи Уильяма Вуллетта, портреты Валентина Грина, композиции на мифологические и религиозные сюжеты Франческо Бартолоцци, городские виды Томаса Молтона Младшего — образец технического и художественного совершенства. В этих произведениях переплелись традиции и новаторские решения, эффектная декоративность и строгая классичность форм. Вторая половина XVIII столетия — время расцвета британской художественной печати. В этот период складываются национальные графические школы, отмечается рост издательской деятельности. Развитие эстетического вкуса помогает британским граверам отказаться от пассивного копирования произведений европейских мастеров и обрести свой неповторимый стиль. Художники первой половины XIX века не раз обращались к опыту своих предшественников. Они экспериментировали с цветной печатью, смешивали техники гравирования. Из большого числа произведений, созданных в начале столетия, особенно выделяются портреты Томаса Олдэма Барлоу и Уильяма Геллера, жанровые композиции Джона Бернета и сатирические литографии Джона Дойла. Гравюры этих мастеров в достаточном объеме присутствуют в коллекции музея. Особое место в электронном каталоге отводится авторскому эстампу второй половины XIX столетия, признанными мастерами которого по праву считаются Джеймс Уистлер, Фрэнсис Сеймур Хейден и Уильям Странг. Работая преимущественно в офорте, художники создали целый ряд графических листов, ставших шедеврами мирового искусства. Посмотреть электронный каталог>>>
| |
Наверх |