Нельзя служить двум господам: Богу и маммоне |
С детских лет нам теперь пытаются внушить, что категоричность – это плохо, компромисс – хорошо и нужно стремиться к "золотой середине". Мы приняли эту нелепицу за аксиому, как руководство к жизни, и даже не пытаемся проверить – так ли это? Пока однажды вдруг не поймем, что истина категорична: "не убий", "не укради", – а компромисс – путь к погибели. Отсюда и русское выражение: "третьего не дано". Оно прямо по смыслу вытекает из Нового Завета: либо мы служим Богу, либо мамоне, – третьего не дано. Только православный народ мог изречь такое жизненное правило для себя. Оно категорично, как сама Истина. Горько собраться духом и вынести себе приговор, но нужно сказать однажды горькую правду, чтобы увидеть Истину и попытаться спасти свою грешную душу. Пусть она прозвучит сурово: "Не делаемся ли мы похожими на тех иудеев, которые распяли Христа?" – Эта мысль сказана будущим русским святым, тогда простым священником из Кронштадта Иоанном Кронштадтским. Он еще сказал, что иудеи распяли Христа один раз, а мы своими грехами распинаем Его каждый день. Разве это не так? Иудеи не приняли Христа, не признали в нем истинного Мессию. Они, как некогда отцы их, евреи, по исходу из Египта, сделали свой выбор и поклонялись золотому тельцу, божку, затмившему пред ними истину и Бога истинного. И не смогли воспринять жизненный пример и учение Господа нашего Иисуса Христа. В те дни, когда был Он искушаем в пустыне, "Берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, – и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" /Мф. гл. 4,8-10/. Так Сын Бога и Сын человеческий отверг все лукавые соблазны дьявольские. Иудеи же, напротив, по маловерию и недоверию своему предали на распятие Христа, а на свободу отпустили разбойника Варавву. Не поверили в воскресение Мессии – и выбрали Варавву. С тех пор мир так и живет – с Вараввой. Другое дело с нами – русскими и Россией. Мы от Христа никогда не отрекались. Явно. Мы всегда веровали в Него, в пречистое, святое рождение Его Богородицей и в светлое Воскресение Его. Тем тяжелее и непростительнее грех наш, потому что хоть и знаем уже, что это Христос, хоть и носим сокровенно Христа в сердце своем, делами же нашими каждый день и час распинаем и предаем Его. Мы не ради Христа и ближнего своего занимаемся коммерцией, политикой, увлечены гороскопами, колдунами и экстрасенсами, со всей страстью русского характера окунулись в эротику, казино, моду, да мало ли в какие мы еще впадаем нечистоты... Деньги затмили все. Мы поклоняемся тому самому золотому тельцу. Нас настойчиво хотят научить кланяться сатане. Мы хуже тех иудеев и хуже блудниц, которые творят грех свой явно, но явно, как тот разбойник, распятый по правую сторону от Христа, могут и покаяться. Мы же грешим тайно, заспинно, невидимо, теша себя тем, что грешим умерено, не сильнее других. И даже не вспомним, что "...нет ничего тайного, что не стало бы явным". – Выходит, действительно "мытари и блудницы раньше нас войдут в Царство Небесное". Россия – Дом Богородицы. Из этого святого Дома мы превратили его в притон Вараввы. Но гордимся, что помним о Боге, поминаем его всуе, как всуе, а не по вере идем на крещение, и мним себя причастными к Нему. Потому что мы забыли: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне" /Мф.гл.6,24/. Когда большинство людей российских были верующими, они исповедовали это правило. Вот почему испокон веку на Руси стыдно было быть богатым. Как сказано в Евангелии еще, что: "...удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие". Такая истина была по нраву русскому характеру, приходилась по душе духу русскому. Поэтому обычным делом на Руси было принимать нищих, строить сиротские приюты и странноприимные дома. Законом было, что каждый двор отдавал десятую часть семейной прибыли на нужды церкви, немало было таких, кто как родители Богородицы, праведные Иоаким и Анна, жертвовали третью часть своего дохода. И вовсе не сосчитать тех, кто по евангельскому совету Христа раздавали свои имения бедным и неимущим, сами же удалялись в монастыри молиться и служить Богу и людям. К несчастью, верно и другое: кто высоко взлетает – тот может низко и упасть. И это мы сегодня наблюдаем. В 1917-ом мы позволили отнять у себя веру и Бога. Но и сегодня равнодушно вспоминаем об этом. Потому что сами выросли без веры. Мы, как искусственное дерево, возросшее в ведре воды, с рождения не знаем почвы и наши водянистые корни никогда не питались соками благодатной матушки-земли, то есть истинным хлебом, не насущным, но словом Божиим. Мы сами выросли без благодати и отрываем от нее детей. Поэтому сегодня мы дожили до того, что умиляемся над тем, от чего нужно горько плакать. Мы даже не протестуем, когда в детских садах ребятишек обучают далеким от целомудрия танцам. Когда в школе вместо Закона Божия им толкуют о сексуальной грамоте и противозачаточных средствах... Простой наглядный пример, как грех возводится в норму, правило, а чистота становится исключением. Стремление к пороку заложено в саму программу нашего воспитания без Бога и молитвы. И пожинаем мы только зловоние грехов. Уже пожинаем. Что же после этого мы хотим от таких поколений нашего народа? С тех пор народ наш стал похож на жителей страны Гадаринской, которые испугались веры и дел Иисусовых, когда Он изгнал духа нечистого из человека, одержимого бесами. Имя им было легион, потому что было их около двух тысяч и вошли они в свиней, и устремилось то стадо с крутизны в море и потонуло. Но жители страны той не порадовались за исцеленного человека, а пожалели своих свиней и начали просить Христа, чтобы отошел от пределов их /Мк. гл. 5/. Он и отошел. И мы сегодня держимся за "свиней" и совсем не думаем о душе. Сотни, тысячи одержимых душевными недугами ходят и живут рядом с нами, а мы по-прежнему цепляемся и жалеем бесов. Это и есть наш собственный главный душевный недуг. "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Чем богаты, тем и рады", "Не в деньгах счастье", "Принимают по одежке, провожают по уму", "Не все то золото, что блестит". Что это? – Русские народные пословицы. Народное представление об истинных ценностях. Но мы во что бы то ни стало стремимся к достатку, богатству через накопительство, не гнушаемся и нечистыми средствами. – Для чего? Чтобы явить над ближними силу? Или заблуждаться о своей независимости? – И мы при этом не желаем знать, что мудрость мира – безумие перед Богом. "Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?" "Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" /Лк. гл. 12,20-21/. Пора же нам открыть глаза наши, вместить истину о живущих одним хлебом насущным, что: "Их конец – погибель, и бог – чрево, а слава их – в сраме: они мыслят о земном" /Послание к Филиппинцам, гл. 3,19/. Станем же увещевать так друг друга, но не забудем, как велика еще дистанция между действительностью и Словом. Напомним друг другу о том, что высоко у людей – то мерзость перед Богом. Но... Изменится ли наш русский, российский человек в массе своей от этих напоминаний, от главного, может быть, вопроса: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" /Мф. гл. 16,26/. Изменится. Должен изменится. Россия способна возродиться только через веру, только через наше многовековое Православие. Тот, кто хотел упразднить и опорочить в нашей стране Бога, забыл, что Бог поругаем не бывает. И Он по милости своей неизреченной опять с нами, как и Его Пречистая Матерь, Богородица, оставив свой небесный чертог, переселилась в Дом свой – Россию, чтобы по Слову Сына Своего помочь не здоровым, но больным. Нам с вами. Прощеный народ не может не почувствовать высокого прощенья своего. На это и надежда. Кому многое прощено, тот многое и возлюбит. Поступит так, как поступил Господь: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорит им: написано: "дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников" /Мф. гл.21.12-13/. Знаете ли вы, что, по словам апостола Павла, тела наши и души – храмы, сосуды Духа Святаго, Духа Божия. Так войдем же каждый в храм свой, опрокинем столы и скамьи торгашеские, изгоним оттуда всякую скверну. И если есть в нас какой-нибудь талант, так станем употреблять его для ближних своих, не рассчитывая на вознаграждение, ибо мы получили свой талант от Бога бесплатно, как всякий дар Божий: "...даром получили, даром отдавайте" /Мф. гл.10,3/. Ибо сказано еще, что как хотите, чтобы люди к вам относились, так и вы к ним относитесь. Чем больше станем отрывать от себя Христа ради, тем больше по Господнему благословению явится у нас достатка и изобилия. Как писал после революции в своем послании к народу патриарх Московский и всея Руси Тихон: "Успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге...". | ||
Наверх |