ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Обрезание горизонта

Обрезание горизонта

Печать
07.07.2020 г.

Что всё-таки нужно преподавать детям – знания или "умение жить"?

Оскар Рабин - Парковка запрещена (эскиз к картине), 1962

В учебных заведениях нужно преподавать предмет, разъясняющий правила проживания в городах, заявилглавный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

"Общий уровень урбанистического образования населения крайне важен. Нужно ввести предмет, разъясняющий правила проживания в городах. Это про парковку, про мусор, про территорию, о том, что такое соседское право и многое другое. На первый взгляд, очевидные вещи", - сказал Кузнецов на онлайн-конференции "Ведомостей" (проходила 07.07.2020).

Это – далеко не первое предложение впихнуть в школьную программу что-нибудь такое – из правды жизни. Для людей, далёких от школьного образования, школьный курс видится неограниченно ёмким. Кажется, что программу всегда можно дополнить, если найти что-нибудь действительно важное. Вопроса – вместо чего дети должны учить принципы утилизации отходов – у главного архитектора не возникает.

Но основная проблема всё-таки в другом. У многих лиц, занимающих весьма ответственные должности (должность главного архитектора Москвы – ответственная, не правда ли?), всё чаще проскальзывает образовательная слепота совсем другого порядка. Они как-то странно видят цель образовательного процесса. В их интерпретации задача школы состоит не в том, чтобы дать ребёнку базовые знания, а чтобы «научить жить».

Может показаться, что «научить жить» – вполне достойная цель. По крайней мере, она – конкретная и практическая. Ответственно подходить к выбросу мусора и уметь пользоваться парковкой – несомненно полезно. А польза, скажем, от прочтения «Илиады» вовсе не очевидна. Разве плохо, если школа будет прививать детям практические навыки? Не этого ли мы хотели от образования?

Беда, однако, в том, что современные практические навыки – это (прежде всего и почти полностью) навыки потребителя. «Уметь жить» сегодня означает не уметь производить, а уметь пользоваться. Предложение Кузнецова укладывается в логику воспитания человека, социально, безусловно, удобного, но, по сути, ничего из себя не представляющего. Задачи развивать людей, растить их перед нынешним обществом не стоит. Поэтому традиционные школьные предметы расцениваются как в значительной мере ненужные – знания, которые останутся невостребованными.

Тогда как именно школа должна быть окном, открывающимся из узкого бытия в огромный мир. В школе ребёнок узнаёт, что мир не исчерпывается тем, что он удосужился заметить (сегодня это следует читать «случайно нашёл в интернете»). Образование расширяет персональную вселенную и создаёт горизонты возможностей. Замена традиционных предметов на курсы городской жизни – это лишение ребёнка этих возможностей, сужение горизонтов, схлопывание мира.

Главный архитектор высказался и не заметил, что покусился на будущее – как персональное будущее детей, так и на завтрашний день нашей страны, в котором наши дети должны будут что-либо созидать. Вместо этого им предложено хорошо разбираться в том, где и как следует парковаться…


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение