Ради Бога, Христа ради |
Мы часто теперь слышим: "Подайте, Христа ради", – и часто сами раздраженно ли, равнодушно ли говорим: "Отстань ради Бога". Эти выражения вошли скороговоркой в нашу речь, и мы вряд ли сознаем, Чье имя всуе поминаем и какой подлинный смысл в этих словах. Когда в 1918 году наш царь-государь отрекся от престола, то в тот же день, 3 марта, в селе Коломенском явилась миру икона Божией Матери до того времени неизвестным изображением – на троне, с державой и скипетров в руках, Бог-Младенец восседал у Нее на коленях, утверждая Ее первенство в этой власти. Что хотела сказать Пресвятая Богородица
этим явлением русскому народу? Верно то, что не оставит его без верховной
власти. И если дотоле был у нас царь, отныне будет Царица, владычица не земная,
но Сама Царица неба и земли. Чем заслужили мы столь высокое покровительство?
Именно мы – ничем. Но святая Русь – понятие не абстрактное. Ни один предел
земли, ни одна страна в мире не дала Небу столько святых угодников, не явила
людям столько святых угодников, как наша. Русская душа наиболее близка к
заповедям Божиим. От большого богатства, от тленного злата и серебра уходили
княжеские, боярские, купеческие сыновья и дочки к нищете Христовой. Испокон
веков на Руси и в царских палатах, и в крестьянских избах находились люди,
которые жаждали жить и жили ради ближних и ради Бога, Христа ради. За это Царица Небесная и возлюбила нашу
землю и народ ее – за любовь к Своему Сыну. Такой у Бога закон: родство духовное выше
родства по плоти и крови. Сам Господь в Евангелии сказал: "...кто будет
исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь" /Мк. 3, 35/. По
слову Господа поступила и Пречистая Его Матерь. В одной земле Она родилась и родила Сына,
Христа – Бога, воплотившегося в человека. Там же, не поверив обетованиям
собственных пророков, Его распяли. А в другой земле, поверив в Его воскресение,
стали Ему служить. В одной стране подняли руку на Бога, в другой сами посвящали
Ему жизнь. Как же было за эту любовь к Истине (познавших, что Истина – во
Христе) не сделать Россию Своим истинным домом. Так стала Россия домом
Пресвятой Богородицы. И в доме этом Ей ответили взаимностью,
паче других народов возлюбив Владычицу и Ея покров над собою. Крещеные люди
поняли, что Богородица была первой монахиней, eщe маленькой девочкой дав обет
Богу служить Ему. Она решила остаться и осталась Девой и после чудесного
Рождества Своего Божественного Сына. Поэтому монашеские одежды стали называть
ризами Пресвятой Богородицы, запятнать и осквернить которые считалось грехом
хуже смертного. И сделалось монашествующих на Руси за
короткое время после ее крещения великое множество. И великое множество
монастырей воссияло. Ум народа во святом крещении просветился и поняли люди,
что монашество – это цвет человечества. Не требуя ничего для себя, живя Христа
ради, они держат мир молитвой. И от молитвы зависит благополучие державы, успех
в ее делах и народная сила. Много раз бывали услышаны святые молитвы
черноризников и посылало Небо свою благодатную помощь. Много раз в ужасе и
панике от небесного воинства и Самой Пречистой Взбранной Воеводы бежали
тамерланы, наполеоны и другие недруги. Так было много веков, но потом пришла в
нашу землю разрушительная нечистая сила. И поверили люди в уговоры рая на земле
и в посулы добра без Бога. А те, кто не поверили –заплатили жизнью.
Захлебнулась и потонула в крови земля. Вздрогнули от взрывов храмы и монастыри.
Те, кто сберегали жизнь, потеряли душу. Те, кто расстались с жизнью временной,
обрели жизнь вечную. Свято место пусто не бывает. Разрушители
постарались заполнить святое – не святым. В оставшихся храмах разместились
клубы, а в сердце человека – скопище нечистых пожеланий. Кощунство и
святотатство сделались привычкой. Душа народа стала погибать. Люди перестали
жить ради Бога, каждый стал жить только для себя и своих прихотей. Жизнь
превратилась в хаос. Раньше каждый уважающий себя город
старался выстроить не увеселительное заведение, а создать и прокормить обитель
Божию, потому что стар и млад понимали – город, за который не возносятся
молитвы, рано или поздно превратится в гиблое место. Теперь все города стали
такими. Как изменилась жизнь?! Она изменилась так
сильно, что даже в языке прежние понятия приобретают противоположный смысл. Вот
известное выражение – "подвести под монастырь". В царское время у верующего ученого В.И.
Даля в его знаменитом "Толковом словаре живаго русскаго языка" оно
означает – "убить короля". Но "подвести кого-нибудь под
монастырь" – значило помочь кому-либо, "убить в себе короля",
сломить гордыню, избавиться от того пагубного превосходства над другими,
которое позволяет важно и шумно жить "кум королем" и удаляет от Бога.
Человека подводили под монастырь, он входил туда и лечил свою душу с помощью
исповеди и покаяния. Потом он снова получал близость и милость Божию. Так было. Теперь стало по-другому. У неверующего
ученого С.И. Ожегова, в его толковом словаре читаем: "Подвести под
монастырь" – подвести кого-нибудь под неприятность. Какой же помощи может ожидать от Неба
народ, в котором принадлежность к Богу грозит неприятностью? К счастью, замышлявшим худое, не удалось
уничтожить всех молитвенников земли русской и неисповедимыми путями Господними
возвращается к нам вера. Снова затеплилась жизнь в старых обителях и прозревшие
новые люди уходят туда от мира. Ошибаются те, кто думает, что можно
разрушить все. Они не знают, что есть нерушимая Стена – это Матерь Божия. Она и
сегодня восседает на российском троне и помогает народу, в котором находятся
желающие жить ради Ее Сына – Бога, Христа ради. | |
Наверх |