Образ идеального города как культурный архетип |
Статья представляет собой очерк образа «идеального города» и его развития в истории. Показано, как меняются цели градостроителей и черты «идеального города» в зависимости от историко-культурного контекста. В самой сути градостроительства имманентно лежит утопическое начало – желание людей создать рациональное, контролируемое пространство для жизни. Человек на протяжении всей истории пытается обособиться от природы, построить свой микрокосм – упорядоченный и рациональный. Утопия (утопическое сознание) тесно связано с градостроительством. город – это не только один из образов утопической мысли, но и попытка человека реализовать свои представления об идеальном мироустройстве. Как пишет в книге «Совершенная форма в градостроительстве» К. Линч: «форма поселения – это пространственная организация человеческих действий» [Линч, 1986: 5], проблема урбанистической утопии не нова – образ «идеального города» существовал в общественном сознании с появления самых первых городов, как способ рефлексии на проблемы жизни в городах. Каждая эпоха создает свои урбанистические утопии, отражающие уровень развития технологий, социально-политические и экономические реалии. поэтому урбанистический утопизм Платона и Аристотеля был элементом политической теории, города-утопии нового времени были призваны служить развитию гуманистической мысли, проекты идеальных городов XX в. – посвящены поискам архитектурной формы, способствующей развитию социальной утопии. Горнова Г.В. утверждает: «по К.Г. Юнгу, одной из особенностей архетипического образа является его способность завораживать и очаровывать. К.Г. Юнг различал «естественные» символы/архетипы и символы/архетипы, привнесенные культурой, которые в течение длительного времени подвергались сознательному воздействию и теоретической обработке. такие символы стали коллективными образами, принятыми цивилизацией, и при этом они не утратили «заряд первоначальной трепетности» или «волшебности». К.Г. Юнг обращает внимание на их способность вызывать сильный эмоциональный отклик у ряда людей и на их общее сходство с идеальными конструктами и предубеждениями» [Горнова, 2009: 35]. Идеальный город предстает архетипом, привнесенным культурой. на протяжении тысячелетий он испытывал на себе теоретические концепции и смелые эксперименты, оставаясь одновременно сугубо человеческим и совершенно неподвластным всестороннему пониманию. Первые элементы урбанистической утопии можно проследить в трудах древнегреческих мыслителей. Древняя Греция подарила миру утопию в виде политической теории. последняя, как наиболее рационалистическая форма древнегреческого утопизма, неотделима от построения города-государства. таким образом, античный утопизм, политический по большей части содержит в себе элементы урбанистической утопии, наиболее ярко выраженной в работах Платона и Аристотеля. Новое время дало миру классические утопии, черты которых прослеживаются по сей день во всех утопических произведениях. одна из таких черт – урбанизм. идеальный город, описываемый в утопических произведениях нового времени, претерпевает изменения в соответствии с социокультурным контекстом. «Начиная с XVI в. жанровый ассортимент гравюрных изображений пополняется новым сюжетом — фронтальным видом города, срисованного с большого расстояния. приглашая взглянуть на город извне, эти изображения претендуют на то, чтобы отнять у него статус «вместилища», и превратить его в хотя и не лишенную определенного экзотизма, но, все же, вполне обозримую вещь. став вещью, город, точнее – его фронтальная проекция, начинает подвергаться манипуляциям, которые обычно применяют к вещам» [Иванов, Егорова, 2008: 184]. Став вещью и объектом искусства, город подвергается изменениям по канонам античных идеалов, он не только среда обитания, но и объект для творчества. в том числе и утопического, движимого осознанием несовершенства существующих городов, с одной стороны, и надеждой на их трансформацию – с другой стороны. в возрождение город стал архетипом утопической мысли, колыбелью классической утопии. Поэтому в эпоху ренессанса центром идеального города представал акрополь – дань наследию античности, планировочный архетип сформировался благодаря развитию в XV в. математики и науки о перспективе. ренессанс развил идею о том, что идеальное гуманистическое общество становится следствием правильного градостроительного формообразования. «по сути дела к классических утопиях, рожденных возрождением, мы впервые встречаем объективизацию духа и замысла законодателя (и автора утопий) не в виде абстрактных общих норм и законов, а в виде упорядоченного пейзажа и плана градостроительства. с этого момента всякий проект идеального города неизбежно обретает идеологическое значение» [Паниотова, 2004: 144]. Эпоха просвещения унаследовала планировочный архетип идеального города возрождения, при этом абсолютизировав роль науки и технологических устройств в организации урбанистической утопии. XIX в. создает образ города, основанного в соответствии с социалистической концепцией. идеальный город этого времени призван служить развитию коммунистических идеалов. C середины XIX в. в Европе получило активное развитие промышленное производство. в связи с этим резко увеличилось городское население – жители сельской местности, становясь рабочими, переезжали в город. следствием этого стало ухудшение уровня жизни в крупнейших городах – снижение санитарно-гигиенических, транспортных условий, а также уровня безопасности на фоне возрастающего неравенства капиталов. стала очевидна необходимость пересмотра принципов градостроительства. многие факторы казавшиеся ранее незначительными, оказались отныне взаимосвязаны. в этот период французский и публицист Э. Кабе (1788-1856) создал своё произведение «Путешествие в Икарию». в произведении Э. Кабе в равной мере отразились черты классической утопии, т.к. она продолжает линию «романа-путешествия» и черты философского трактата, в котором автор закладывает начало становления социалистических концепций. Чертой произведения, которая отсылает нас к классическим утопиям, также является урбанизм: Э. Кабе создает проект идеального коммунального города, круглого в форме, с прямыми улицами, единообразными зданиями и роскошными садами. XX столетие дает миру разнообразные формы урбанистического утопизма, развивающегося в рамках более масштабных утопий. урбанистический утопизм выступает инструментом экспериментирования с социумом. Каждая эпоха выработала свой уникальный стиль в художественном, литературном, архитектурном творчестве. но уникальность XX века, по замечанию А.В. Иконникова в том, что новое столетие не выработало такого эпохального стиля, существовали только разные пути развития, отражавшие проблемы духовных и общественных поисков [Иконников, 2001: 12]. Это коснулось и градостроительства, потому что именно город в силу плотности населения является удобным плацдармом для архитектурного и социального экспериментирования. развитие промышленности дало строителям новые материалы – железобетон, чугун и сталь, благодаря которым открывались грандиозные возможности в проектировании зданий. в XX в. архитекторы и градостроители стали предлагать различные градостроительные концепции, пытаясь решить новые проблемы, с которыми столкнулось человечество. сегодня проблема «идеального города» носит ярко выраженный междисциплинарный характер, ею занимаются архитекторы, историки и социологи (Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Р. Парк, Л. Мамфорд, Д. Джекобс, М. Вебер, И.Д. Беляев, В.П. Даркевич, Г.В. Горнова, В.О. Ключевский), политологи (О.В. Агишева, А.С. Майер), искусствоведы и филологи (В.В.Ракова, Ю.А. Маринина), философы (Г. Зиммель, Е.Г. Трубина), и культурологи и др. Это связано с перенаселением современных городов и осознанием, что они не удовлетворяют потребности горожан в комфорте, чистоте и толерантности. города, созданные человеком, хаотично разрастаясь, перестают ему же принадлежать и подчиняться. архетип «идеальный город» по-прежнему привлекателен для ученых и обывателей. одностороннего взгляда на данную проблему недостаточно, поэтому поиски идеального города продолжаются и в XXI в. Библиография1. Горнова Г.В. Потерянный рай: архетипические основания концепта «город сад» // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 5 (31). 2. Иванов К., Егорова и. Город на ладони: ранняя историография городской топографии // Логос. – 2008. – №3. 3. Иконников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. в 2х т. – т. 1. М.: Прогресс-традиция, 2001. 4. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. – М. 1986. 5. Паниотова Т.С. Утопия в пространстве диалога культур / Пер. предисл. с исп. Т.С. Паниотовой, Э. Родригес. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004.
Публиковалось: Единство в многообразии: наука и социальная практика в фокусе междисциплинарности : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (Ростов-на-Дону, 17-18 ноября 2017 г.). Стр. 249-253
| ||
02.08.2020 г. | ||
Наверх |