ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> История >> История России >> О потерях Советской Армии в Великой Отечественной войне

О потерях Советской Армии в Великой Отечественной войне

Печать
АвторКирилл Дегтярев  

Война оставила след в истории каждой российской семьи. Многие ушли защищать свою Родину и не вернулись.  Очень многие. И вот уже звучат голоса, что Советская армия не умела воевать, и мы выиграли ту войну, завалив врага трупами наших солдат.  Так ли это? Попробуем разобраться...

Виктор Пузырьков Солдаты

В последние 15-20 лет в СМИ довольно часто появляются высказывания, что мы победили в Великой Отечественной, «завалив врага трупами своих солдат», и что наши боевые потери превосходили боевые потери немцев и их союзников в 5-10 раз.

Это полностью голословное «сотрясание воздуха», не подкреплённое никакими доказательствами, расчётами, архивными данными. Они как раз дают совсем другую картину – мы потеряли на поле боя действительно больше, чем немцы и их союзники, но не в 5-10, а в 1,3 – 1,5 раз. Но прежде, чем обратиться непосредственно к оценкам потерь, следует рассмотреть вопрос с точки зрения обычного здравого смысла и учесть два обстоятельства.

Во-первых, Вторая Мировая война была высокотехнологичной войной, где исход сражений определяла мощная боевая техника. Сложно представить себе, как можно вывести из строя тяжёлый танк или самолёт, «завалив его трупами». Сделать это можно только с помощью столь же совершенной боевой техники, а не большой массы людей.

Во-вторых, надо иметь в виду соотношение численности населения СССР и Германии с союзниками. Очевидно, что, чем выше численность населения, тем больше людей страна может отправить на войну. Население Германии в 1941 г. составляло около 80 млн. человек, население СССР (включая нынешние страны Балтии и Западную Украину) – около 195 млн., т.е. в 2,4 раза больше. Логично предположить, что и «поставить под ружьё» мы могли в 2-2,5 раза больше людей, чем нацистская Германия. Вряд ли при таком соотношении «живой силы» мы могли бы выиграть войну, теряя в 5-10 раз больше солдат.

Более того, официальная статистика СССР и Германии свидетельствует о том, что наш перевес в живой силе был ещё меньше. Численность Красной Армии на 22.06.1941 г. составляла 4,8 млн. За июнь 1941 – май 1945 было призвано 29 млн. человек, таким образом, всего службу в армии прошло 34 млн. человек. И не все они участвовали в боевых действиях. Значительные силы стояли, например, на границе с Японией, поскольку угрозу нападения с её стороны надо было учитывать. Германия в течение Второй Мировой войны (с 1939 по 1945 г.) призвала более 21 млн. человек. Из них более ¾, т.е. 16 млн., воевало именно на «Восточном фронте», против Советского Союза. Таким образом, наш перевес в «живой силе» над Германией в течение войны составил в среднем примерно 2:1. Вопрос тот же – можно ли победить, теряя в 5, тем более – в 10 раз больше, чем противник?

Из этих цифр мы также видим, что Германия призвала на фронт более 20%, а СССР – 17% всего населения. Произошло это потому, что Германия имела возможность призвать больше. Нам нужно было оставить множество людей в тылу для работы, а на Германию работала вся оккупированная континентальная Европа, так что практически всё мужское боеспособное население Германии было «отвлечено» на войну, а мы такого позволить себе не могли.

Однако и другие страны Европы, прежде всего, союзники Германии, выставили немало сил для войны против России. Официальными союзниками Германии, направлявшими войска на «Восточный фронт», были: Италия, Испания, Румыния, Венгрия, Финляндия. Кроме того, немало жителей оккупированных Германией стран вступили в вермахт, причём добровольно. Были дивизии СС, сформированные из французов, голландцев, норвежцев, хорватов, словаков, западных украинцев, эстонцев, латышей, литовцев. Большая их часть также была брошена на Восточный фронт, и их общая численность исчислялась миллионами. Достаточно сказать, что только 4-миллионная Финляндия призвала на фронт 15% своего населения, или 600 тыс. человека. А общая численность латышских легионеров СС составила 30 тыс. (по официальным латвийским данным), при том, что всего латышей менее 1,5 млн.

Весьма красноречивы данные («Военно-исторический журнал», №9, 1991) .о количестве солдат и офицеров противника, попавших в наш плен за всё время войны:

немцы – 2 389 560 чел., венгры – 513 767, румыны – 187 370, австрийцы – 156 682, чехословаки – 69 977, поляки – 60 280, итальянцы – 48 957, французы – 23 136, югославы – 21 822, евреи – 10 173, голландцы – 4 729, финны – 2 377, бельгийцы – 2 010, люксембуржцы – 1 652, датчане – 457, испанцы – 452, норвежцы – 101, шведы – 72.

Получается, что из 3,5 млн. вражеских солдат, оказавшихся в русском плену, почти 1/3 – не немцы и даже не всегда их официальные союзники.

Таким образом, Россия в 1941 - 1944 г., до открытия «Второго фронта» США и Англией, практически в одиночку воевала не только против Германии, но и против всей военно-технической и экономической мощи континентальной Европы. И Россия не только продержалась, но и победила в этой войне, т.к. к июню 1944 г., когда состоялась высадка наших союзников в Нормандии, исход войны был уже всем очевиден. К середине 1944 г. мы уже очистили от агрессоров почти всю территорию Советского Союза и вступили на территории оккупированных немцами стран. А уже с августа 1943 г., после победы на Курской дуге, немцам и их союзникам до конца войны ни разу не удалось перейти в контрнаступление, они только отступали под ударами Советской армии.

Если же снова сопоставить численность населения, то в Германии и странах – союзниках в сумме она превышала 200 млн. человек, т.е. больше, чем в СССР. А, если считать всю территорию Европы, находящуюся под контролем нацистов и их союзников, то это уже более 300 млн. человек и, в основном, вольно или невольно, но они работали, а зачастую и воевали на стороне Германии и против России.

Иными словами, мы победили в войне против колоссальной машины, серьёзно превосходившей нас не только технически, но и количеством солдат и рабочих рук.

После Отечественной войны 1812 г. у нас говорили, что мы «одолели двунадесять языков», поскольку Наполеон привёл в Россию отнюдь не только французов, но и воинов со всей покорённой им Европы – всё тех же немцев, итальянцев, испанцев, поляков и т.д. В 1941 г. ситуация повторилась, только в ещё большем масштабе.

И, получается, что не мы своих врагов, а как раз они нас пытались «задавить массой». Но не вышло. Поскольку стойкость и боевой дух наших дедов и бабушек оказались сильнее их огромной и беспощадной массы.

Теперь обратимся непосредственно к оценкам потерь – наших и наших противников. По тщательным подсчётам историков, демографов и других специалистов, отечественных и зарубежных (см. список источников в конце, с которым можно ознакомиться и получить более детальное собственное представление о потерях), боевые потери Красной (Советской) армии во Второй Мировой войне составили около 6,6 млн. человек погибших на поле боя. Немецкая армия (только немецкая, без учёта потерь союзников) в боях только с нами потеряла убитыми 3,7 млн. человек (всего около 4,6 млн.). Иными словами, мы потеряли в бою в 1,8 раза больше солдат и офицеров, чем воевавшие с нами немцы.

Кроме того, 1,2 млн. наших пленных солдат умерло в немецком плену, а 0,6 млн. пленных немецких солдат - в нашем плену. Всего же попало в плен примерно 2,4 млн. немецких (вместе с их союзниками – 3,5 млн.; см. выше) и около 3 млн. наших солдат.

Если же сравнивать общие цифры т. наз. «безвозвратных потерь» армий, т.е. всех убитых, пленённых, комиссованных по ранению или болезням, всех солдат, умерших или комиссованных по разным причинам, то цифры и у нас, и у немцев будут намного выше.

К маю 1945 г. численность Советской Армии составляла 11 млн. Таким образом, убыло 23 млн. (напомним, что всего призвано армию за 1941-45 гг. было 34 млн.). Численность немецкой армии (опять же, только немецкой, без союзников), капитулировавшей в мае 1945 г., составляла около 4 млн. человек. Таким образом, в немецкой армии убыло около 17 млн. военнослужащих (из 21 млн. призванных) и, если считать соотношение потерь по этому показателю, то у нас они больше, чем у немцев в 1,3-1,4 раза. Т.е. мы в итоге выходим на примерное соотношение, на котором сейчас сходится большинство исследователей, и которое было названо в самом начале.

Мы в итоге потеряли больше, главным образом, из-за тяжёлых потерь первого года войны – с середины 1941 по середину 1942 г. Кроме того, мы несли тяжёлые потери при освобождении восточноевропейских стран и самой Германии. Естественно, что немцы успели хорошо подготовиться к обороне, понимая ещё после Курской битвы наиболее вероятное развитие ситуации, а наступающая сторона всегда теряет больше людей.

За октябрь 1944 – май 1945 года число погибших военнослужащих Советской Армии составило около 1 млн. За тот же период наши союзники (США, Великобритания, Канада, Франция), наступавшие на немцев с запада, потеряли около 500 тыс.

Но при этом надо учитывать, что, как уже было сказано, более ¾ немецких сил было задействовано против нас (известно также, что в конце 1944 и в 1945 г. огромное количество самых боеспособных немецких частей экстренно перебрасывалось с западного фронта на восточный). И за один и тот же период мы продвинулись существенно дальше: союзники – на 500-600 км от атлантического побережья до Западной Германии, мы – более, чем на 1000 км от западных границ СССР до Берлина.

Однако, необходимо признать, что все эти цифры довольно приблизительны, и точно оценить потери сторон практически невозможно. Точных данных нет ни у нас, ни у немцев, ни у наших и их союзников.

Во Второй Мировой войне участвовали сотни миллионов, если не миллиарды, людей*, десятки миллионов погибли, умерли в плену, пропали без вести, сменили место или даже страну проживания, а иногда даже имена и документы. В экстремальных условиях боевых действий очень сложно собирать какую-либо информацию и «статистику». А сразу после войны – просто не до этого, поскольку надо, прежде всего, восстанавливать разрушенное хозяйство.

___________________________________________________________________

*Это совсем не художественная гипербола. Можно оценить примерную численность воюющих сторон и благодаря этому понять, что война была поистине Мировой. Выше было сказано о численности населения СССР и континентальной Европы. Вместе это более 500 млн. человек. Добавим сюда более 50 млн. англичан, 200 млн. американцев, 100 млн. японцев, 500 млн. китайцев. И это – не считая доминионы Великобритании, заморские колонии континентальных европейских стран, оккупированных Германией, огромные территории в Восточной и Юго-Восточной Азии, захваченные японцами. И получим, что общая численность населения стран, непосредственно вовлечённых в войну, по самым скромным подсчётам превышала 1 млрд., т.е. приближалась к ½ населения Земли. К слову, если речь зашла о Китае и Японии, следует отметить, что в официальной западной истории по отношению к Китаю допускается ещё большая несправедливость, чем по отношению к нам. Все «лавры победителя» в войне с Японией отдаются США, хотя Китай воевал против японских агрессоров почти 15 лет и принял основную тяжесть войны с этой страной. __________________________________________________________________________ 

Кроме того, значительная часть архивных данных во время войны не раз переходила из рук в руки, в итоге многое пропало, было уничтожено или искажено.

И, естественно, необходимо понимать, что официальная пропаганда всех воюющих стран, как правило, занижает свои потери.

Надо отметить, что именно немцы в этом вопросе были поистине виртуозны. Так, например, если раненый солдат умирал в госпитале более, чем через двое суток после ранения, это уже не считалось «боевой потерей».

Или, например, в «люфтваффе» вели подсчёт сбитых самолётов противника не по самолётам, а по моторам, притом, что самолёты были оснащены и 2-мя, и 4-мя моторами. Не разобравшись в этом вопросе, некоторые безответственные публицисты говорили даже с некоторой насмешкой о том, что мы превозносим своих Покрышкина и Кожедуба, сбивших по 60-80 немецких самолётов, тогда, как самые известные немецкие «асы» сбили по 200-300 наших. Но мы-то считали именно самолёты, а они - моторы. Не говоря уже о том, что значительная часть достижений немецких пилотов пришлась на 1941-42 гг., когда в воздухе мы значительно уступали немцам и по качеству боевых машин, и по боевому опыту лётчиков. Но, набрав опыт, с 1942 г. мы воевали с немцами уже на равных, и даже превосходя их, и это относится не только к авиации.

Наконец, хорошо известна «хитрость» немцев, особенно применявшаяся ими в период отступления, когда они хоронили всех солдат, погибших в бою, в одной братской могиле, на которой устанавливали памятник с каким-то одним именем – так, как будто погиб всего один человек.

Есть и ещё две распространённые ошибки, которые часто допускают, по невежеству или сознательно, подсчитывая количество убитых.

Во-первых, когда речь идёт о боевых потерях, то путают «погибших» и «безвозвратные потери» (см. выше).

Во-вторых, часто просто путают погибших военнослужащих и всех погибших. В СССР общие потери оцениваются в 27 млн. человек, но это большей частью мирное население. И у нас погибших мирных жителей, как в абсолютном исчислении, так и в доле ко всему населению, намного больше, чем в Германии. И это имеет вполне естественное объяснение. Мы не проводили геноцид немцев, не сжигали их деревни вместе с жителями, не устроили блокаду Берлина, подобную Ленинградской блокаде. Не было даже столь массированных бомбардировок, каким подвергали они наши города. Кроме того, мы быстро победили их на их территории, и это спасло множество мирных немецких жителей. Война на территории Германии продолжалась всего несколько месяцев, а на территории России – более 3 лет.

Подсчёт боевых потерь во Второй Мировой ведётся на основе как косвенных, главным образом, демографических, данных, так и прямых сведений. Но и последние не всегда точны. Например, в Центральном архиве Минобороны РФ в Подольске находится около 16 млн. карточек учёта погибших военнослужащих. Из этого, тем не менее, не следует, что погибло 16 млн. Первоначальной задачей было учесть именно всех погибших, никого не упустив, а информация об одном и том же человеке приходила из разных источников. В результате случается, что на одного человека приходится по 5 карточек. В «среднем» же действительно выходит где-то по 2 карточки на 1 погибшего, т.е. количество погибших советских военнослужащих действительно приближается к 8 млн.

Если же, напоследок, сравнить нас и наших врагов в бою, то наглядный пример – сражение на Курской дуге, на «пике» войны, когда обе стороны достигли вершин в боевом искусстве, опыте и технической оснащённости, и когда мы окончательно переломили ход войны. Есть данные о соотношении живой силы и техники, участвовавших в битве:

Военнослужащие:

Германия – 900 тыс.

Россия – 1 337 тыс.

Наше превосходство – в 1,5 раза.

Танки:

Германия – 2 700.

Россия – 3 306.

Наше превосходство – в 1,2 раза.

Самолёты:

Германия – 2 500

Россия – 2 650.

Наше превосходство – в 1,1 раза.

Противотанковые орудия:

Германия – 10 000

Россия – 20 220

Наше превосходство – в 2 раза.

Именно на таких ключевых данных об основных сражениях войны основываются военные историки, устанавливая соотношение потерь. И все они вдребезги разбивают миф о том, что мы, дескать, победили числом, «пушечным мясом», «завалили трупами» и т.п. Это совсем не так, в этом можно быть абсолютно уверенным, нам здесь нечего стыдиться, и патриоты России могут вздохнуть спокойно и с полным на то основанием гордиться не только мужеством и стойкостью, но также боевым и организационным искусством наших предков.

  

Литературные и Интернет источники:


1.      Араловец Н.Л., Репинецкий А.И. Людские потери СССР в Великой Отечественной войне // Преподавание истории в школе, 1995, № 6. С.8-11 (Статья написана по материалам научной конференции "Людские потери во второй мировой войне", состоявшейся в Институте российской истории РАН 14 - 15 марта 1995 г.)

2.      «Военно-исторический журнал», №9, 1991.

3.      Кожинов В.В. «Россия. Век ХХ (1939-1964)». М., Эксмо-пресс, 2002.

4.      «Народонаселение». Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 623.

5.      «Народы России». Энциклопедия. М., 1994, с.61.

6.      Людские потери СССР в Великой Отечественной войне. Сборник статей. Спб, 1995, с. 40.

7.      Максудов С. О фронтовых потерях Советской Армии в годы Второй мировой войны. «Свободная мысль», 1993, № 10, с. 118-119.

8.      http://nvo.ng.ru/history/2006-06-16/1_batalions.html - «Батальоны без вести пропавших требуют возвращения из небытия».

9.  http://www.soldat.ru/

         10.  http://www.euronet.nl/users/wilfried/ww2/ww2.htm - «A Military Historical Website».
 

14.03.2010 г.

Наверх
 

Комментарии  

 
#1sergejush04.03.2011 22:52
вот такая своеобразная любовь к русским..богатствам (бьют - значит любят..?)
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение