Не судите, да не судимы будете |
Великая была бы польза человечеству, если бы мы умели не осуждать других. У православных людей есть праздник Прощеное воскресенье, когда человек просит прощения у старого и малого, у друга и врага. Человек пытается выполнить заповедь: не судите, да не судимы будете. Как хочется верующему человеку не быть судимым на Страшном Суде. Самим Богом обещано, что если не будем судить сами, то и нас не будет судить Господь. О, если бы все люди были верующие и каждый день бы был у них как Прощеное воскресенье, тогда бы не существовало на земле зла. Но мечтать не всегда полезно, а смотреть правде в глаза полезно всегда. И грустная правда такова, что мы привыкли судить и не привыкли прощать. В мире жизнь перевернулась и пошла кувырком, потому что мир живет против заповедей: ненавидит, убивает, прелюбодействует, отвечает злом на зло. И, кажется, как можно не осуждать мир за такие дела? К единственному нашему оправданию, стоит сказать, что время, а паче и люди того заслуживают. Но, к сожалению, осуждая или без любви обличая кого-то, мы проявляем слабость, нашу великую немощь и надо признать, что обычно это мало помогает. Всякое осуждение есть ложь, потому что не содержит в себе милосердия, не предлагает покаяния и не стремится узнать тайных намерений сердца. Да мы и сами по опыту знаем, что обличения нам неприятны, с нами можно только по-хорошему, по-доброму, и забываем: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" /Мф. 7,12/. Осудить легко, а научиться любить несказанно трудно. Что же такое любовь? Любовь это то, что противоположно осуждению. Это единственное, что способно исправить человека. Она проявляется в том, что сердце человека с верой и надеждою добровольно молится за родного и чужого, за друга и врага. Подумайте и согласитесь: ненавидящие и обижающие молиться не могут. Любовь умеет молиться и не умeeт осуждать; она лишь надеется и верит. Любовь – это совершенство (Бог есть любовь). Мы же по заповеди должны быть совершенны, кaк Отец наш Небесный. И путь к совершенству, его первая ступенька – неосуждение. Кто никого не осуждает, уже милостив и может сам рассчитывать на помилование (Блаженни милостивые, яко и они помилованы будут). Не осуждать – значит быть великодушным, значит иметь снисхождение и милосердие к чужим недостаткам. Кто осмеливается судить людей, тот дерзает присвоить себе права Самого Бога. Ведь кто без греха? – токмо Господь. И Он один будет вершить Страшный Суд Божий. Пока мы живем по справедливому закону: кто кого за что осудит, тот сам в такой же или подобный грех впадает и кто чем против кого согрешит, тот тем же и наказывается. Как воспел Богу царь Давид: "С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его" /Пс. 17/. В истории человечества примеров тому много. История доказывает евангельскую истину: "все, взявшие меч, мечом и погибнут". Так, Ирод, осудивший на смерть 14 тысяч неповинных младенцев, совершивший свой беззаконный суд над Иоанном Крестителем, Предтечей Господним, над его отцом, праведным Захарией. Будучи нераскаянным убийцей, он поражен карой Божией. В наказание за жестокость страшная болезнь поразила Ирода. Тело его покрылось зловонными ранами, завелись черви, и он, невыносимо страдая, заживо сгнил. Той же участи, что и Ирод, подверглись другие гонители христиан Галерий, Епифан, Антиох. Мучительной смертью умер император-мучитель Максимин и другие. Не то ли было в нашей многострадальной православной земле? Для чего служители нечистой силы обрушили на нас революцию и залили страну кровью? Свет объявили тьмой и осуждению безбожников подверглись, в первую очередь, те, кто были носителями Истины. Им нужно было во что бы то ни стало лишить народ Веры, сделать его бессловесным, пугливым стадом, пособником зла. Самозванные вершители судеб, возомнившие себя верховными судьями, сами вскоре подпали под Правосудие Божие, вместе со своими жертвами они завертелись в одной страшной машине геноцида. И затем для всех – и тех, кто слишком легко расстался с Ним, послана кара – война. Где сегодня останки тех, кто покусился на святыню и стержень народа? У них общая участь с гонителем древних христиан Диоклетианом, они изъедены червями и превратились в жалкую горстку золы. А тех, кого они мучили и гнали, Бог прославил нетленными мощами, начиная с Патриарха Российского Тихона, кончая нетленными телами черноризников, которые и поныне мирно почивают на дне северных рек. Нельзя судить не только в час испытаний, но и в мирные дни светская жизнь проходит по тому же закону: кто кого за что осудит, тот и сам на том же споткнется. Нельзя судить еще и потому, неисповедимы пути Господни. – Сегодня мы кого-то осудили и навлекли на себя гнев Божий; завтра он покается и приобретет Его милость. Но что же делать, если грехи окружающих людей чрезмерно отталкивают? Если и сегодня, как в дни первых христиан, вокруг процветает идолопоклонство. Только идолы приобрели более замаскированный вид: деньги, вещи, чувственные страсти и пороки. Трудно не осуждать этих идолопоклонников, как трудно за них молиться. Но надо. Сам Господь указал путь: "Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы?" ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" /Мф. 9,13/. Блаженни милостивые, то есть те, кто умеет жалеть брата грешного, заплутавшего в кромешной тьме жизни без Бога, но созданного все же по образу и подобию Божию. Они поступают по совету старцев: грехи твои ненавижу, а грешника люблю. Каждое верующее сердце понимает, что другого пути нет, ибо будет Страшный Суд, на котором обещано: "каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить" /Мф.7,2/. Так будем же, как эти милостивые. Они победили осуждение любовью. Они победители греха. Поэтому людям легко с ними в этой жизни, а им самим легко перед Господом, на Суде. Потому что победителей не судят.
| ||
Наверх |