Зал «Маринистика» |
03.09.2017 г. | ||||||||
Россия – страна материковая. Моря омывают наши границы, но это значит, что море для нас – периферия. Наверное, поэтому маринистика в отечественной живописи – не самый распространённый жанр. И всё-таки мы имеем флот со славной историей. И эта история находит отражения и на полотнах современных художников. На главную страницу Арт-галереи>>>
Сергей ПенСергей Варленович Пен родился в 1952 году в Ленинграде, в семье художников. Окончил в 1976 г. Ленинградский институт живописи, скульптуры и архиВоенно-морской музетектуры имени И. Е. Репина. Член Союза художников – с 1980 г. В 1997 г. присуждено звание Заслуженный художник России. С 1987 года работает в Центральном Военно-морском музее. Ходил на кораблях Военного флота, побывал на всех океанах, на многих морях. В 1991 году с группой московских и петербургских художников был на Аляске, а в 1995-1996 годах участвовал в кругосветном плавании на барке «Крузенштерн», посвященном 300-летию Российского флота. С 2006 года преподает на кафедре живописи факультета изобразительного искусства РГПУ им. Герцена, где занимает должность профессора.
Полотно написано в традиции академической живописи. Теплые тона летнего вечера, спокойная гладь реки передают очущение покоя. И кажется, что корабли запечатлил очевидец. Мы вместе с художником как бы ненавязчиво и случайно заглядываем в ушедшую эпоху.
Ново-Архангельск – это столица русской Аляски, ныне город Ситка. Картина отсылает к тому времени, когда интересы России простирались через Тихий океан и дотягивались до Американского континента. На момент продажи Аляски Ново-Архангельск носил титул "Тихоокеанского Парижа", город выглядил по-европейски и стилем застройки походил на Санкт-Петербург.
Мыс Горн – крайняя южная точка архипелага Огненная Земля. Обогнуть мыс Горн значит обогнуть Южную Америку. Климат в этом районе считается худшим на Земле. Там практически всегда идут дожди и постоянно дует ветер – с запада на восток. В том же направлении движутся массы воды – это известное течение Западных Ветров, в котором довольно часто встречаются айсберги. Обогнуть мыс Горн для парусников всегда было непросто. Моряки говорили, что хорошо если на корабле после этого останется хотя бы одна целая мачта.
Ещё одна картина шторма. Бескрайнее море и кораблик, почти лежащий на борту. Но паруса не убраны – всё под контролем. Художник замечательно передаёт буйство водяной стихии.
Кронштадт всегда был военно-морской базой Балтийского флота, и мы видитм на картине военные корабли. Воздух пронизан туманом. Ночью шёл снег – пирс весь белый, и на снежной целине не видно следов. Картина находится в коллекции Центрального военно-морского музея. Художник годом ранее уже писал близкую по сюжету картину. Вероятно, эта написана специально для музея.
Мы видим шлюпку, а дальше корабли и берег теряются в тумане. Угадываются контуры парусников. И светятся над туманом кресты Воскресенского собора Смольного монастыря.
Конечно же, среди картин мариниста обязательно должны быть и изображающие морские баталии. На этом полотне мы видим драматический момент из Цусимского сражения. Русский флагман "Князь Суворов", шедший в голове эскадры, подвергся массированному обстрелу, потерял одну из труб и сбился с направления. Можно считать, что именно с этого момента мы начали проигрывать японцам. Картина находится в коллекции Центрального военно-морского музея. | ||||||||
Наверх |