ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Сарра Лебедева. Избранное

Сарра Лебедева. Избранное

Печать
31.08.2020 г.

В Государственной Третьяковской галерее с 4 сентября по 22 ноября 2020 г. пройдёт выставка "Сарра Лебедева. Избранное". 

С.Д. Лебедева (1892-1967). Л.А. Бажбеук-Меликян. 1946

 

На выставке будет представлено около 70 произведений скульптуры, 36 графических работ, архивные материалы.

Сарра Лебедева давно стала признанным классиком, без упоминания ее произведений не обходится ни один исторический обзор советского искусства. Однако последняя персональная выставка Лебедевой прошла в Галерее более 50 лет назад - в 1969 году. Настоящий проект открывает для зрителя новые грани творчества художницы - не только портретиста, но и создателя монументально-декоративных произведений, проектов памятников А.С. Пушкину, Ф.Э. Дзержинскому, А.П. Чехову. Представленные в экспозиции архивные материалы, рисунки и эскизы, фотографии несохранившихся произведений - все это демонстрирует зрителю разнообразный и многоплановый художественный мир Лебедевой.

После окончания гимназии в 1910 году Сарра Лебедева училась в Санкт-Петербурге, в частной школе рисунка, живописи и скульптуры художника М.Д. Бернштейна и в мастерской известного скульптора Л.В. Шервуда. Начало ее самостоятельной работы совпало с первыми годами революции. Лебедева принадлежала к тому же поколению, что и "амазонки авангарда" - Ольга Розанова, Любовь Попова, Варвара Степанова, но ее талант, со свойственным ей реалистическим видением мира, особенно ярко раскрылся, когда наступил закат авангарда. Она стала заниматься в первую очередь портретом, поскольку чувствовала к нему склонность, но также и потому, что работа в портретном жанре не требовала больших пространств и позволяла мириться с отсутствием мастерской. К середине 1920-х годов Лебедева приобрела известность как блестящий портретист камерного склада, автор психологически тонких, иногда иронически заостренных, иногда романтически возвышенных, но всегда предельно правдивых изображений людей самых разных социальных слоев и профессий. В своих скульптурных портретах она сумела запечатлеть нечто большее, чем внешний облик героев. В этих образах, особенно женских, отражены трепетность жизни, ощущение ее скоротечности и одновременно раскрываются глубинные свойства человеческой натуры.

В 1930-е годы Сарра Лебедева создает портретные изображения детей, ей поступают заказы на монументально-декоративную пластику и памятники, на это же время приходятся ее эксперименты на Конаковском фаянсовом заводе. Уже с конца 1920-х Лебедева стала экспонировать на выставках не только портреты, но и натурные этюды обнаженных фигур, которые она лепила постоянно на протяжении всей творческой жизни. Ее этюды стали своего рода подготовкой для обращения к монументально-декоративным работам 1930-х годов: статуе "Шахтер", созданной специально для "Индустрии социализма", самой значительной из выставок того десятилетия, портретной статуе А.Г. Стаханова со знаменем для главного павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, открывшейся в 1939 году, и парковой скульптуре "Девочка с бабочкой", экземпляр которой, отлитый из цемента, стоял некоторое время в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Сарра Лебедева создала много портретов ее участников, но не изменяла своим принципам и не пыталась подчеркнуть в облике моделей то, что должно быть присуще воинам: выражение решимости и отваги, суровости, к чему стремились многие другие портретисты. В послевоенные годы, когда началась кампания борьбы с импрессионизмом и тем, что называли формализмом, работы Лебедевой критиковались за этюдность и свободную живописную лепку, в которой видели лишь незаконченность. Женские портреты этих лет показывают частного человека, его повседневную жизнь, в них звучат лирические интонации, однако критиками они воспринимались как слишком обыденные и безыдейные. В этот период, не получая портретных заказов, Лебедева обратилась к новому для себя жанру надгробия, в котором она работала до начала 1960-х годов, когда вынуждена была оставить скульптуру из-за наступающей слепоты.

После смерти художницы большое число скульптурных и графических работ, а также архивные документы поступили в Третьяковскую галерею. К этому времени музей уже обладал значительной частью ее лучших работ разных десятилетий. Сложившаяся в Галерее коллекция позволяет полноценно представить на настоящей выставке все периоды творчества скульптора, а также познакомить зрителей с наиболее интересными документами из ее архива.

Источник 

С.Д. Лебедева (1892-1967). А.П. Чехов. Эскиз к проекту памятника для Москвы. 1944 -1945С.Д. Лебедева (1892-1967). А.С. Пушкин. Эскиз к проекту памятника для усадьбы ''Михайловское''. 1937-1938С.Д. Лебедева (1892-1967). Девочка с бабочкой. 1968 из бронзолитейных мастерскихС.Д. Лебедева (1892-1967). Портрет Вани (Ивана Львовича) Бруни. 1934

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение