Традиции искусства. Традиции семьи. Традиции страны |
01.09.2020 г. | |
В Информационно-образовательном и выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств до 27 сентября 2020 г. проходит выставка «Традиции искусства. Традиции семьи. Традиции страны». На ней можно познакомиться с творчеством четырех поколений художников: заслуженного деятеля искусств РСФСР Константина Ивановича Финогенова (1902 – 1989), его супруги Веры Александровны Орловой (1904 – 1993), их дочери заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Млады Константиновны Финогеновой, её супруга народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Вячеслава Константиновича Стекольщикова, их внука, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Антона Вячеславовича Стекольщикова и их правнучки Ксении Антоновны Стекольщиковой. Не так часто в истории искусства встречаются творческие династии, где каждый её представитель, сохраняя преданность традициям русской реалистической школы, оставляет свой неповторимый след. Четыре поколения художников в своих произведениях отразили историю нашей страны на протяжении почти целого столетия. Жизнь и творчество Константина Ивановича Финогенова (1902 – 1989) пришлись на советский период, когда главным направлением в искусстве был социалистический реализм. Среди произведений этого времени, находящихся в фондах многих российских музеев, немало работ К.И. Финогенова. Особое место в творчестве мастера занимает Великая Отечественная война. Его фронтовые работы, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее, являются не только произведениями искусства, но и документальными свидетельствами эпохи. Боевой путь художника отмечен орденами и медалями, а работы военных лет удостоены Сталинской премии. В послевоенные годы заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор К.И. Финогенов преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина на созданном им художественно-графическом факультете. Произведения художника находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в Королевской Академии художеств в Лондоне, в картинной галерее парламента Индии, во многих музеях по всей России. Из его картин наиболее известными являются: «Комсомольцы метро» (1935), «В.И. Ленин и В.В. Сталин у прямого провода», «Запись рабочих добровольцами на фронт». Если для К.И. Финогенова революционные перемены открывали перспективу новой жизни, то для его жены Веры Александровны Орловой (1904 – 1993) дворянское происхождение закрыло двери в высшее учебное заведение, усложняя дорогу в искусство. Жизненные перипетии отразились и на её творчестве. В.А. Орлова не стала художником социалистического реализма. Оставаясь верной реалистической школе, она искала и находила в окружающей жизни то, что любила сама, то, что дорого людям во все времена, поэтому для нее соцреализм – это социальный реализм, а не социалистический. Такое искусство редко бывает отмечено государственными наградами, однако именно оно передаёт дух времени. Мастерство художника проявилось во многих жанрах живописи, но ярче всего выразилось в пейзаже. Произведения В.А. Орловой находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, в Центральном музее Советской армии и других музеях России. Из них наиболее известны: «Сумерки», «Красная сестра милосердия», «Письмо с фронта» и «Возвращение». К.И. Финогенов и В.А. Орлова стали основателями творческой династии. Их дочь, Млада Константиновна Финогенова (род. 1941), заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств. Млада Константиновна выросла в художественной семье, что и определило выбор профессии. Училась в Московской средней художественной школе при институте им. В.И. Сурикова, затем окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова; член Союза художников СССР. М.К. Финогенова художник-станковист, обладающий собственным художественным почерком. Она нашла свою тему в искусстве – изображение интерьеров. Из ее многочисленных работ можно назвать: «Зимние праздники» (2003), «Белые ночи в Борисоглебе» (2012), «Солнечный интерьер» (2017). С 1985 г. – постоянный участник московских, республиканских, всероссийских и зарубежных выставок. В 2019 г. её творческие успехи были отмечены «Золотой Медалью» Российской академии художеств. Многие её работы являются собственностью Союза художников России, хранятся в музеях, галереях и частных собраниях Российской федерации, СНГ и зарубежных стран. Обучение М.К. Финогеновой в Московской средней художественной школе им. В.И. Сурикова предопределило ее личную жизнь. Двумя классами старше учился Слава Стекольщиков, в настоящее время народный художник РФ Вячеслав Константинович Стекольщиков (род. 1938 г.). Взаимная симпатия и общность творческих интересов объединили молодых людей. Так появилась новая семья, которая стала вторым поколением художников династии. Вячеслав Константинович также окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. С 1964 года член Союза художников СССР. С творческими командировками В.К. Стекольщиков объездил не только Советский союз, но и зарубежные страны. Свои впечатления воплощал в многочисленных графических сериях, которые демонстрировались на выставках. Всюду, где было возможно, рядом с мужем была Млада Константиновна, а позже и сын Антон. Позднее молодая семья поселилась в небольшом русском городке Борисоглебе Ярославской области, который занял важное место в их творчестве. Среднерусская природа, образ старинного города, памятники архитектуры, родной дом – все получило отражение в созданных здесь произведениях художников. Вячеслав Константинович обратился к пейзажной живописи, в которой запечатлел виды Борисоглеба, образы русской провинции – «Витражи» (2011), «Вечерний звон» (2011), «Яблочный Спас» (2013). Его произведения находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, Института Русского реалистического искусства, в музеях, галереях и частных собраниях России и за рубежом. Антон Вячеславович Стекольщиков – представитель третьего поколения художественной династии, родился в Москве в 1967 году, окончил Московскую среднюю художественную школу при МГАХИ им. В.И. Сурикова, затем в 1993 году Московский государственный академический институт им. В.И. Сурикова. Дипломная картина А.В. Стекольщикова «Крещение в возвращенном храме» определила основную тему его творчества – интерес к духовным и нравственным истокам русской жизни. В настоящее время А.В. Стекольщиков – заслуженный художник РФ и член-корреспондент Российской академии художеств, награжденный в 2019 году «Золотой Медалью» РАХ. За последние годы им было создано много произведений, из которых можно отметить такие как «Богомолье» (2003), «День Победы» (2011), «Однополчане» (2013). С 1985 года художник постоянный участник российских и зарубежных выставок. Его работы находятся в музеях и частных собраниях России и за рубежом. К четвертому поколению династии художников Стекольщиковых-Финогеновых-Орловой относится Ксения Антоновна Стекольщикова. Она родилась в 1991 г. в Москве, училась в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств. В 2014 г. окончила Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. За успехи в учёбе была награждена медалью Российской академии художеств. Участница многих российских и московских выставок, призер и дипломант художественных конкурсов. Член Московского союза художников. В 2016 г. состоялась ее первая персональная выставка «Мир моей живописи» в том же году Ксения поступила в качестве стажёра в Творческую мастерскую живописи Российской академии художеств, которую окончила в 2019 г. По итогам стажировки К.А. Стекольщикова была награждена Серебряной медалью РАХ. Творческие поиски К.А. Стекольщиковой разнонаправлены, она работает во многих жанрах живописи. Среди ее картин можно увидеть произведения, рассказывающие о жизни современного мегаполиса и уходящей в прошлое красоте русской провинции, сцены из жизни ее семьи и натюрморты. Династия Стекольщиковых-Финогеновых-Орловой является одной из самых ярких художественных семей России. Продолжая традиции русской реалистической школы живописи, они сохраняют творческую индивидуальность каждого автора, легко узнаваемую в их произведениях. | |
Наверх |