Иван Бунин: «Матовое серебро» таланта |
В октябре 2020 года мир отмечает 150 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870 - 1953) – первого из русских писателей, удостоенного Нобелевской премии (1933). Бунину-художнику присуще
обострённое ощущение «всебытия», пребывания в мире Божественного начала.
Библейские строки: «Господь над водами многими…» становятся эпиграфом к
исповедальной повести «Воды многие» (1911 – 1926), герой которой – мечтатель,
созерцатель, художник, одарённый великой исторической памятью, чувством «трепетного
и радостного причастия вечному и временному, близкому и далёкому, всем векам и
странам, жизни всего бывшего и сущего на земле». Ту же мысль Бунин выразил поэтически: «Я человек: как Бог, я
обречён Познать тоску всех стран и всех времён». Образы бунинских героев в
рассказах «Иоанн Рыдалец», «Худая трава», «Святые», «Весёлый двор», «Аглая»,
«Лирник Родион» и др. продолжают художественную галерею святых и праведных
земли русской, сотворённую Лесковым, создавшим для России «иконостас её святых
и праведников». Бунин всю Россию воспринимал как «икону»: «Если бы я эту “икону”,
эту Русь не любил, не видал, – скажет он позднее, – из-за чего же бы я так
сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так непрерывно, так люто!» Душевная мука писателя – от ясного сознания того, что в народе присутствует «страшная переменчивость настроений, обликов, “шаткость”, как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: “Из нас, как из древа, – и дубина, и икона”, – в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает». В дневниковых записях «Окаянных дней» 5 мая 1919 года на память Бунину приходит характеристика Смутного времени на Руси, данная философом и историком В.С. Соловьёвым: «Дух материальности, неосмысленной воли, грубого своекорыстия повеял гибелью на Русь... У добрых отнялись руки, у злых развязались на всякое зло... Толпы отверженников, подонков общества потянулись на опустошение своего же дома под знамёнами разноплеменных вожаков, самозванцев, лжецарей, атаманов из вырожденцев, преступников, честолюбцев...» В ночь на 15 мая 1919 года
писатель фонетически тщательно фиксирует воспоминание бывшего арестанта. За
примитивной зарисовкой «ярусов» тюремного быта встаёт подлинная картина
вертикали власти вкупе с вожаками-политиканами: «В тюрьме обнаковенно на
верхнем этажу сидят политики, а во втором – помощники этим политикам. Они
никого не боятся, эти политики, обкладывают матюком самого губернатора, а
вечером песни поют, мы жертвою пали... Одного из таких политиков царь приказал
повесить и выписал из Синода самого грозного палача, но потом ему пришло
помилование и к политикам приехал главный губернатор, третья лицо при царском
дворце, только что сдавший экзамен на губернатора. Приехал – и давай гулять с
политиками: налопался, послал урядника за граммофоном – и пошёл у них ход:
губернатор так напился, нажрался – нога за ногу не вяжет, так и снесли
стражники в возок... Обешшал прислать всем по двадцать копеек денег, по
полфунта табаку турецкого, по два фунта ситного хлеба, да, конечно, сбрехал...» Бунин видит, что сущность власти
остаётся неизменной. Страдая душой о России, над которой то и дело сгущаются
смутные времена, писатель с возмущением говорит о разлагающем влиянии
неправедной власти на душу человека, о преднамеренном осквернении людей властями: «Но какие подлецы! Им поминутно
затыкают глотку какой-нибудь подачкой, поблажкой. И три четверти народа так: за
подачки, за разрешение на разбой, грабёж отдаёт совесть, душу, Бога...» Противодействие сатанинским
силам, устремившимся погубить Россию, может быть найдено только в Боге, в
служении Ему молитвой, словом, делом. Церковная красота, церковное пение, по
признанию писателя, трогали его «необыкновенно», вызывали «чувство лёгкости,
молодости. А наряду с этим – какая тоска, какая боль». Облегчение душевной муки
находил Бунин в православном храме: «Часто заходим и в церковь, и всякий раз
восторгом до слёз охватывает пение, поклоны священнослужителей, каждение, всё
это благолепие, пристойность, мир всего того благого и милосердного, где с
такой нежностью утешается, облегчается всякое земное страдание». Писатель свято верил, что Русь
не «дубина», а «икона». Бунинскую мысль продолжают раздумья его современника,
философа и писателя И.А. Ильина: «Русь именуется “святою” не потому, что в ней “нет”
греха и порока; или что в ней “все” люди святые… Нет. Но потому что в ней живёт
глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда
праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно
отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском её <…> И в этой жажде
праведности человек прав и свят при всей своей обыденной греховности».
Именно такое отношение к святой Руси свойственно Бунину-художнику, какие бы
жестокие и тёмные стороны русской жизни он ни показывал, например, в повестях
«Деревня» (1909 - 1910), «Суходол» (1911), в рассказах «Танька» (1892), «Ночной
разговор» (1911), «Чаша жизни» (1913) и др. В рассказе «Косцы» (1921) память
подсказывает писателю один момент народного бытия: «в берёзовом лесу рядом с
большой дорогой пели косцы – с такой же свободой, лёгкостью и всем существом».
Бунин передаёт самую суть «серединной, исконной России» и кровное,
нерасторжимое родство с ней русского человека, как бы далёко от неё он ни жил:
«все мы были дети своей Родины и были все вместе и всем нам было хорошо,
спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств <…> что эта Родина,
этот наш общий дом была Россия и что только её душа могла петь так, как пели
косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу». Долгие тридцать три года Бунин
жил вдали от Родины. Но России-«иконе» он не изменял никогда, каждый миг
сохраняя в душе и мыслях «благословение отца своего, гробы родительские, святое
Отечество, правую веру в Господа нашего Иисуса Христа!» Мучительная ностальгия – «сладкое и скорбное
чувство Родины» – ни на мгновение не оставляла писателя: «Разве можем мы забыть
Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это
с годами не пропадёт». В творчестве Бунина периода
эмиграции нарастают мотивы одиночества, скитальчества, бесприютности: У зверя есть нора, у
птицы есть гнездо… Как бьётся сердце
горестно и громко, Когда вхожу, крестясь,
в чужой наёмный дом С своей уж ветхою
котомкой! (1922). В основе этих стихов –
евангельская притча, словами которой говорил о Себе Христос: «лисицы имеют
норы, и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить
голову» (Мф. 8: 20). Бунин, покинувший в юности
родное гнездо своей обедневшей дворянской усадьбы, по словам матери, «с одним
крестом на груди», с тех пор не имел собственного пристанища. «Мой дом –
дорога», – говорил он. Рассказ «Копьё Господне» (1913),
созданный по живым впечатлениям путешествий писателя, в философском масштабе
представляет человеческую жизнь как вечное странничество в безбрежном море,
полном зловещих предзнаменований: «беззвучно, этими слабыми и бедными знаками,
которыми даёт весть крохотная человеческая жизнь другой такой же, окружённой
морями, пустынями, безвестностью, смертью, ведём мы нашу морскую беседу, – с
тревогой и надеждой спрашиваем о той родной точке земного шара, которая нам,
скитающимся по всему свету, единственно дорога и нужна…». В символическом
контексте рассказа его финал звучит как лирическое заклинание – почти молитва –
о человеке: «Но да сохранит Бог-ревнитель и его счастье!» Тема Божьей милости,
христианского упования на высшее заступничество и тема родной земли, Родины в
её русских приметах («полевые пути меж колосьев и трав») особенно
пронзительно соединились в бунинском стихотворении «И цветы, и шмели, и трава,
и колосья…» (1918): И цветы, и шмели, и трава, и
колосья, И лазурь, и полуденный зной… Срок настанет - Господь сына
блудного спросит: «Был ли счастлив ты в жизни
земной?» И забуду я всё - вспомню только
вот эти Полевые пути меж колосьев и трав
- И от сладостных слёз не успею ответить, К милосердным коленям припав. Писатель, рождённый с русскою душой, до конца дней своих
оставался верен русскому слову, русскому духу, русской православной вере и в
жизни, и в литературе. Несмотря на то, что более трёх десятилетий он провёл за границей, Бунин внутренне не
примирился с жизнью бездуховного, холодно-расчётливого Запада, жил только Россией,
дышал ею, думал и писал о ней. Проявляя
всечеловеческую отзывчивость, духом он постигал, что основное дело русского
писателя-патриота – прославление своей Родины, своего народа, своей веры. Исполнение писательского и человеческого предназначения в
свете высшей истины, заповедей Нового Завета – таков завершающий аккорд
творческого пути выдающегося русского художника слова Ивана Алексеевича Бунина.
«Матовое серебро» его таланта не потускнело под спудом времени и всё так же
светится в мировой словесности своим неповторимым светом. | ||
24.10.2020 г. | ||
Наверх |