ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Дистанционная лапша

Дистанционная лапша

Печать
22.11.2020 г.

Как проблемы дистанционного образования пытаются выдать за пустые страхи глупых родителей.

Кадр из мультфильма Жил-был Козявин, 1966

Объявленная пандемия коронавируса COVID-19 оказалась хорошим поводом для перестройки образовательного процесса. С точки зрения ответственных лиц, мыслящих в рамках экономической парадигмы, дистанционное обучение обладает тем немалым плюсом, что позволяет значительно сократить издержки на общеобразовательную школу.  Если приучить родителей к тому, что образование теперь реализуется дистанционно, можно получить существенную бюджетную экономию: многие позиции сметы затрат возникают только, если дети лично присутствуют в школе. А в перспективе возникает возможность сэкономить и на учителях. Представим себе процесс, где дети просматривают некий курс и потом выполняют тестовые проверочные задания. Зачем тут учитель?

Конституционное право на бесплатное образование будет формально соблюдено, а то, что будут потери в качестве, оптимизаторов, видимо, не очень беспокоит. Постоянно звучит мысль, что в новой реальности, которая возникает на пересечении цифровых технологий и сокращении активности человечества перед лицом то ли экологической, то ли эпидемической угрозы (надо снижать выбросы углекислого газа, производство пластика, экономить воду и электричество и при этом всячески сохранять себя от вирусной инфекции), количество людей, занятых в экономике, явно избыточно. А если люди экономике не нужны, то зачем вкладывать в них знания? В конце концов, тот, кто действительно хочет учиться, может за знания и заплатить. Прочие же пусть довольствуются тем минимумом, который способно обеспечить дистанционное обучение.

Но там, где чиновник рассчитывает сэкономить, бизнес пытается заработать. Для сектора, занятого разработкой информационных продуктов, идея внедрения дистанционки на постоянной основе крайне привлекательна, ведь так они получают новый рынок и стабильный доход. Поэтому цифровые компании активно вкладываются в продвижение дистанционки.

Одной из необходимых составляющих процесса продажи является так называемая работа с возражениями. И вот можно видеть, как наш отечественный цифровой монстр – фирма «1С», наверняка без всякого заказа со стороны властей, начинает нас убеждать, что возражения родителей против дистанционки, – от недостаточного понимания возможностей этой формы обучения.

Сначала люди из отдела образовательных программ «1С» перечисляют реальные основные проблемы, которые видят родители. Правда они называет их «страхами». Чем страхи отличаются от проблем? Проблема объективна, страх – субъективен. Народная мудрость говорит: «у страха глаза велики».  То есть, мы боимся того, что при ближайшем рассмотрении не так уж и страшно. И вот люди из «1С» играют словами, пытаясь преуменьшить пороки дистанционки. Но их всё равно приходится назвать, а иначе как отработать возражения?

Вот так, по мысли сотрудников «1С», выглядят основные жалобы родителей на дистанционку:

  • «Ответственным за участие ребенка в учебном процессе становится родитель»

  • «Приходится значительно больше помогать ребенку с учебой: объяснять новый материал, помогать не только выполнять задания, но и осваивать различные платформы электронного обучения»

  • «Страдает качество обучения, особенно у младших школьников, так как дети не концентрируют внимание на онлайн-уроке и вообще не мотивированы заниматься онлайн»

  • «Перебои в работе образовательных онлайн-платформ из-за их большой нагруженности»

  • «Образовательные онлайн-платформы могут содержать непроверенный контент с ошибками»

  • «В семье нет технических возможностей организовать дистанционное обучение: нет компьютера, или нет личных устройств и отдельного рабочего места у каждого ребенка, нет интернета или низкая скорость и так далее»

  • «Реклама платных услуг на образовательных онлайн-платформах, необходимость платить за доступ к учебным материалам»

Конечно, это не полный список. Одна из главных жалоб в него не попала. Дети проводят слишком много времени у экрана, что способствует развитию самых разных заболеваний – садится зрение, портится осанка, проявляется сердечно-сосудистая и неврологическая патология. Но тут частному бизнесу и сказать-то нечего. Вернее, всё что можно сказать, неизбежно сведётся к вопросу об ответственности. Есть норма, что ребенок должен работать с экраном за урок не более 20 минут. Есть перемены, во время которых надо встать и подвигаться. В реальности же, чтобы ребёнок успевал за требованиями учителя, ему приходится сидеть за экраном, практически не отрываясь. И кто в этом виноват? Идеологи дистанционки считают, что – не они, а родители, которые не смогли правильно организовать учебный процесс своих детей.

И тут мы попадаем в первый пункт из списка «1С»: «Ответственным за участие ребенка в учебном процессе становится родитель».

Вот как отрабатывается это возражение (здесь и далее цитируется страница с сайта компании https://obrazovanie.1c.ru/support/parents/):

«Это вопрос дисциплины, и ответственность родителя здесь точно такая же, как при отправке ребенка в школу на очные уроки. Помогите своему ребенку составить удобный распорядок дня и соблюдать его – это гарантированно поможет лучше справляться с учебной нагрузкой и при очном, и при дистанционном обучении. В младшей школе нужен больший контроль, в средней и старшей учеба и ее результаты однозначно должны быть зоной ответственности ученика».

Тот, кто это писал, вероятно считает потенциальных читателей данного текста глупцами. Не нужно большого ума, чтобы осознать, что школа – это специализированная площадка, в которой всё работает на создание нужной атмосферы. Само перемещение в иное (учебное) пространство помогает настраиваться на учёбу. Вовлечённость ребёнка в учёбу поддерживают постоянные усилия учителя, который видит тех, чьё внимание рассеивается и пытается с этим бороться, а также взаимодействие с другими учениками (фактор коллективной работы). В дистанционном процессе и внимание к ученику со стороны учителя, и увлеченность тем, что делают другие ученики, практически отсутствуют. И единственное, что может это хоть как-то заменить, это – постоянный родительский контроль. Вместо учителя вести ребёнка через урок должны родители. «Должны», но и не должны – потому как в отношении детей в средней и старшей школе это уже было бы неправильно. Конечно, дети в принципе могут быть достаточно самоорганизованными, но нельзя забывать, что они – всё же дети, а не взрослые, и закладывать ответственное отношение к учёбе как повседневную норму – это педагогическая и методологическая ошибка. Распорядок дня, о котором говорят люди из «1С» – это такая малая капля из всего, что связано с учёбой, что хочется спросить, а разбираются ли господа в том предмете, за который берутся, – видели ли они хоть одного реального школьника?

Следующая жалоба родителей в исполнении «1С» звучит так: «Приходится значительно больше помогать ребенку с учебой: объяснять новый материал, помогать не только выполнять задания, но и осваивать различные платформы электронного обучения».  Комментарий «1С»:

«В школе учитель объясняет материал на уроке один раз и сразу для всех. В системе дистанционного обучения его можно пересмотреть или прочитать несколько раз на своей скорости восприятия материала, в удобное время и т.д. Что касается работы с электронными средствами обучения, то современные дети учатся этому гораздо быстрее, чем родители».

Данная проблема состоит из двух частей; пиарщики из «1С» говорят только об одной. Но при этом опять-таки говорят нечто совершенно странное, не имеющее отношение к реальной жизни. Во-первых, хороший учитель, объясняя, следит за реакцией класса и пытается «разжевать» материал так, чтобы его поняло большинство присутствующих учеников. Понять «с объяснения» гораздо проще, чем понять с листа.  Именно поэтому учёба не сводится к зачитыванию учебника. Учитель нужен как раз для того, чтобы пояснять текст. Это с одной стороны. С другой, рекомендация «прочесть текст в своей скорости восприятия и в удобное время» – это из какой-то другой реальности. Режим учёбы требует, чтобы ученик работал на уроке. Школьник не имеет возможности отложить тему на потом. Да и нет у него этого «потом», потому что сначала он сидит «в школе», а потом ему ещё надо сделать по всем предметам домашнюю работу. Каких-либо значительных резервов времени не существует.

Но это всё – лишь половина проблемы. Вторая же, замалчиваемая, заключается в том, что дистанционная форма обучения резко увеличивает время, затрачиваемое учителем на подачу материала и учеником – на подтверждение его усвоения. Учителю приходится постоянно получать обратную связь от детей – слышат ли они его, слышит ли его именно тот ученик, к которому учитель обращается в настоящий момент, видят ли ученики то, что им учитель показывает и т.д. Поскольку ученики должны  половину урока не смотреть в экран, а работать с учебниками и тетрадями, то немалое время тратится на переход от одной формы работы к другой. Учащиеся же не могут сдать свои работы во время уроков, так как они должны делать её в тетрадях. То есть к уроку добавляется время на перевод результатов работы в цифровую форму и отправку их учителю. Нет, конечно, это можно сделать и во время урока, но что тогда останется от этого времени? Эта как раз и есть та чёрная дыра, в которой исчезает образование: каждый дистанционный урок оказывается значительно менее эффективен, нежели очный. Те же самые часы обучения дадут ученикам меньше знаний.

Это перекликается со следующим пунктом из списка жалоб: «Страдает качество обучения, особенно у младших школьников, так как дети не концентрируют внимание на онлайн-уроке и вообще не мотивированы заниматься онлайн».

Что на это отвечают специалисты «1С»? А вот что: «При дистанционном обучении важно сохранять мотивацию школьника к учению на достаточном уровне. Один из путей решения этой задачи – использование интерактивных мультимедийных цифровых учебных материалов и смена видов деятельности на дистанционном занятии. В системе «1С:Образование» содержится достаточно большое количество учебных материалов, позволяющих сделать дистанционный урок динамичным и интересным». То есть, давайте будем показывать детям то, что будет вызывать их интерес. Давайте учить, играя (интерактивные опции – это ни что иное, как элементы игры). Безусловно, в какой-то степени это правильная рекомендация. Однако стоит задуматься, а в чём суть-то проблемы? Суть же в том, что имея учителя по ту сторону экрана, младшие школьники утрачивают мотивацию к учёбе. Не возникает главного – контакта между учеником и учителем (учителем и классом), который обеспечивается и голосом, и взглядом, и позой, – всем сразу, что при работе школьника из дома попросту невозможно. И вместо этого контакта предлагается посмотреть что-нибудь интересненькое и понажимать кнопки. Да, поначалу, это будет новшеством и поможет захватить внимание ребёнка. Но через какое-то время он к этому привыкнет, и ситуация вернётся к тому, что было. Компьютерные прибамбасы человеческий контакт заменить не могут.

Ещё одним важным моментом являются технические сложности организации обучения онлайн. Они распадаются на две проблемы: «Перебои в работе образовательных онлайн-платформ из-за их большой нагруженности» и «В семье нет технических возможностей организовать дистанционное обучение: нет компьютера, или нет личных устройств и отдельного рабочего места у каждого ребенка, нет интернета или низкая скорость и так далее». И если в отношении первой люди из «1С» бьют себя в грудь и утверждают, что у них-то всё хорошо (цена этим заявлениям не очень высока, поскольку пока их платформа не так уж затребована), то по поводу второй им, в сущности, сказать нечего. Они опять дают ирреальный совет: «При организации дистанционного обучения по возможности стоит использовать системы онлайн-обучения с асинхронным режимом, в котором каждый учащийся может выполнять задания в то время, в которое ему удобно, или когда есть свободное домашнее устройство для работы». Понятно же, что урок есть урок, а если семья многодетная, то одновременно должны учиться все дети школьного возраста.

В качестве утешения «1С» замечает: «Дистанционное обучение безусловно вызывает некоторые хлопоты родителей, зато вы можете оценить успехи вашего ребенка непосредственно во время занятий». Люди не понимают, что проговариваются. Они же начали отрабатывать возражения с тезиса, что учёба – это зона ответственности учеников, а не родителей. Вроде как предполагается, что школьник закрыл дверь в комнату и учится самостоятельно (а родители в это время вообще уехали на работу). И вот здрасьте – оказывается великий плюс дистанционки в том, что мы видим, как учатся наши дети. Т.е. родители всё же неизбежно должны присутствовать рядом (и отвечать за учёбу).

По большому счёту вся эта суета вокруг дистанционки в виде «работы с возражениями» коммерчески заинтересованных лиц и разбора их аргументов – пустое дело. Мы должны чётко и последовательно заявлять только одно: подлинное образование может быть лишь очным и любые попытки ввести дистанционный формат как элемент нормы недопустимы.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение