Торжество имитации |
Что такое виртуал – окно во вторую реальность или продолжение первой? Преимущества общения в Сети, удобство электронных текстов, сменивших печатные, настолько очевидны, что какие-то доводы против горохом отскакивают от стенки самодостаточного и счастливого осознания нашего предельного включения в мир. Какие книги?! Зачем они? Тяжелые, нудные, часто не пойми о чём, со скучной заумью. То ли дело откровения блогеров. Зашёл, прочёл и всё - ты готов/готова смело шагать по жизни, покорять любые высоты и не тратить время на всякую объёмную ерунду типа русской классики. Зачем напрягаться, если умный блогер ясно и доходчиво объяснит, что «Война и мир» Толстого – толстый слой пыли на мозг и не более. Четвёрку с натяжкой поставить можно – старался-де трудяга, излагал, мораль какую-никакую вешал и т.д. Но вообще сегодня такое многословие не катит. Да и актуальности не хватает. Специфическая, изобилующая жаргонизмами лексика бьёт в цель куда лучше литературного, наукообразного или общеразговорного языка, и усечённая, но экспрессивная фразеология этого социального диалекта успешно замещает диалектику и логику. Доказательная база подкреплена «железной аргументацией», заслуживающей цитирования: «Нефиг трясти старьём. Если это эпопея, то я от нее только тупею. Оно мне надо? На высший балл роман не тянет. Куда прикольнее «Преступление и наказание». Это, хоть и плохонький, но детектив, где заранее известно, кто убийца». Сегодняшние кумиры сетевого общения и по совместительству властители дум молодёжи по-своему светлые головы. Им не откажешь в креативности и находчивости. Они умеют коротко, ярко, убедительно, с тараканьей напористостью вбить в клип эгоцентристские максимы, задавая тон и приглашая думать и делать, как они. При этом глубина интеллекта и широта кругозора не первостепенны. Главное – авторы популярных веб-сайтов стабильно бодры, полны энергии и активно шевелят мозгами за тех, у кого не получается. Так называемый эффект Даннинга-Крюгера их не беспокоит, потому что о себе они столь высокого мнения, что синдром метакогнитивного искажения, заключающегося в том, что люди с низким уровнем квалификации, делают ошибочные выводы, к себе не относят. Наоборот, чем меньше человек знает, тем больше уверен в своих знаниях и их безграничности, тем сильнее раздута его самооценка. Выпадение из вечностного измеренияВыпадение из вечностного измерения, на которое еще в позапрошлом веке вышла русская культура, сегодня мало кого волнует. Приоритет отдаётся сиюминутному здесь и сейчас. Прагматика победила и бесцеремонно задвинула в чулан с хламом коренные ценности, входившие в национальный культурный код. Будут ли они со временем извлечены и востребованы или обратятся в прах и ветошь – вопрос открытый. Современный айтишник при всём к нему уважении вполне справляется с жизнью, обходясь без Гегеля, Гоголя, Достоевского и вообще не испытывая насущной потребности в книге как таковой. Ведь не одна только Библия поддерживает в нас Божеское начало, и даже самому крутому программисту не всегда по силам воспроизвести читаемое в воображении, не говоря уж о том, что способностью гуманитарно мыслить он вряд ли превосходит первобытного пастуха. Возможно, архаичный скотовод со своей языческой картиной мира мог бы даже дать обделенному в образном мышлении сегодняшнему технарю большую фору. Цифровизация вымывает из человека то самое Слово, которое, как известно, было вначале. Связная речь в устном и тем более в письменном изложении становится раритетом. В ходу переброска одной–двумя рваными, словно с обкусанными краями фразами-репликами. Понятие «кусочник» теперь относится далеко не только к еде. В любителях второпях перехватить ломтик сыра, ветчины или пару кружочков колбасы – лишь бы не париться с готовкой, не сидеть за столом - и раньше недостатка не было. Сейчас их гораздо больше. Принцип фаст-фуда быстро и прочно распространился не только на питание. Точно так же, как вошла в обыкновение привычка не нормально есть, а на скорую руку, наспех перекусывать, угнездилась повадка косноязычно, как попало, перескакивая с пятое на десятое и коверкая слова, говорить и писать. Уже нет диалога. Доминирует хамская манера давить напором, глушить голосом, нагло, нахраписто перебивать друг друга, и эта тенденция идёт на подъём и всячески стимулируется федеральными каналами вещания, которые настырно задают тон и постоянно демонстрируют «мастер-класс», ибо редкое ток-шоу обходится без базарной перепалки и площадной ругани. В мгновение ока утвердившееся и комфортно себя чувствующее в современной России хабальство ещё и всячески поощряется и пропагандируется масс-медиа. Иммунитет культурыКонечно, не все командные высоты культуры пали. Многие пока держат оборону, и в музыке, живописи, литературе, кино, театре, философии, психологии и т.д. есть отрадные оазисы, свидетельствующие о надежности защитных функций и иммунитете конкретно русской культуры. Она для нас приоритетна, а культурологические рассуждения более глобального характера, в мировом масштабе вполне можно доверить специалистам соответствующей компетенции. К сожалению, полемический запал и уровень критического мышления в нынешних гуманитарных науках заметно уступают публицистике, да и поэзия в этом отношении не отстает. Так, в стихотворении «Бесконечное серое утро», отрывок из которого приведен ниже, зарисовка раздираемого внутренними противоречиями общества острее, честнее, глубже, чем длинные, но тускло-бесцветные, с вымученными, высосанными из пальца псевдомыслями трактаты иных социологов или политологов: Бесконечное серое утро От рассвета до самого вечера В этом городе жить так нетрудно, Потому что и делать здесь нечего. Здесь гуляют по улице трупы И их дамы, одетые в деньги Курят, чтобы не выглядеть глупо, или даже читают Коэльо. Слава Богу, что и сейчас с помощью стихов и прозы Россия с разной степенью успешности самовыражается, компенсируя бедность и убогость обыденной устной и письменной речи и, напротив, обобщая и выделяя лучшие образцы живого языка. Автор процитированного фрагмента Алексей Крыса, безусловно, не Шекспир, но, во-первых, нигде и ни в чем не сфальшивил, избежал банальности, пошлости и гламурных стереотипов, которыми усердно кормит, пичкает, но всё никак не накормит и в обозримом будущем, похоже, долго ещё не насытит и не перекормит народ массовая культура; во-вторых, поэт, к его чести, выступает под собственным именем и избежал искушения взять какой-нибудь глянцевый благозвучный псевдоним. В пространстве гаджетовИсходя из патриотических побуждений можно бесконечно петь песнь во славу старины и восхвалять великую русскую культуру прошлых столетий. Однако при всей уместности ретро-ностальгии приходится признать, что новая генерация сформирована уже иной и на других ценностях. Странно мерить современность старыми, а не новыми мерками. Детям нравится жить в пространстве гаджетов, и всякие там вопли о великой культуре, высокой литературе, духовности им, что называется, по барабану. Граница между ценностями и антиценностями условна. Наверно, найдётся аналитик с первоклассным мозгом, который её проведёт, но не факт, что когда он это проделает, его поймут и воспользуются плодами предложенной им демаркации. Стало быть, продуктивность его усилий окажется слишком мизерной, чтобы привести к какому-то качественному сдвигу. С природой не поспоришь. Закон развития таков, что каждое последующее поколение должно быть круче предыдущего. Следовательно, заблуждаются и ошибаются высоколобые умники, упрощающие интересы рождённых в 80-е – 90-е и нулевые и сакрализирующие ценности и идеалы старших поколений. Правота последних – в органическом неприятии оголтелого масскульта, обрушившегося на бедные головы безответных потребителей. Однако безутешные современники ушедшего XX века, т.е. дедушки, бабушки и родители теперешних двадцатилетних, сами были застигнуты врасплох ветрами перемен, чехардой и путаницей стремительной переоценки ценностей и в результате не смогли в полной мере передать молодым должную гигиену сознания. Человеку, рождённому в начале 1990-х, вполне удаётся уединиться в своём личном эрмитажике, отгородиться от агрессии потерявшего нравственные берега социума, зарывшись в личные увлечения, в прелести житейских мелочей. Какой бы критической массы ни достигала токсичность общества, она не настолько отравляет житьё-бытьё индивидуума, чтобы лишить его возможности предаваться простым радостям жизни и ценить их как высшее проявление человеческого счастья. Молодёжь больше и активнее включена в жизнь, чем бывалые, возрастные люди с опытом разочарований и крушений на личном фронте. Всё, что недостаёт, они жадно ищут и, как правило, добывают в интернете. Это волшебная палочка, которая вознаграждает за пренебрежение к систематическому чтению и компенсирует пробелы гуманитарного кругозора. Неисчерпаемое гиперпространство Сети не меньше, а даже больше, чем книжное, порождает отчаянные иллюзии, открывает сказочные дали, пробуждает романтическое желание что-то поменять, выстроить реальную модель мира так, как хочется, ибо текущее положение, существующий порядок вещей не удовлетворяют. У молодёжи своя позиция. Она куда активнее включена в жизнь, чем это принято думать, и часто не принимает и отвергает то, за что цепляются убелённые сединой люди, попросту считая это для себя лишним, вредным или ложным, как например, официальные СМИ во главе с завравшимся, потерявшим берега в искажении информации и умолчании правды телевидением. Безусловно, есть молодые люди, поглощенные тусовками, с головой погруженные в соблюдение ритуалов и образцов поведения, жизненного стиля, свойственных той или иной субкультуре. Но вряд ли их больше, чем слепо доверяющих зомби-ящику как главному навигатору и потерявших иные ориентиры представителей старших поколений. И кто сказал, что готы и хипстеры чем-то хуже прилипших экрану телезрителей, боящихся упустить подробности шоу-скандала по поводу загулявшего от Наташи Королёвой Тарзана? Вектор будущего определяют те, кто умнее и мудрее, независимо от того, к какой возрастной группе они относятся. Сублимация живых отношенийПобеда научно-технического прогресса на пороге XXI века увенчалась истинным блицкригом, и никакие марш-броски противников триумфального шествия автоматизации и внедрения цифровых систем не в силах остановить развернувшуюся во всех сферах и целых отраслях модернизацию. Однако наступление широким фронтом искусственного интеллекта и массовый переход на потребительскую электронику таят в себе немалые проблемы и, быть может, даже деформации, которые в эйфории от парада постиндустриальных реалий человек, не находящийся в антагонизме с современной действительностью, если даже замечает, не придаёт им значения, ибо не считает существенными. Между тем подколодной змеёй подползла неприятная тенденция сублимации живых отношений в синтетический продукт, предоставляемый техническими средствами. Как раз сегодня автор этих строк извлек из спама пришедшее по рассылке сообщение. Насколько можно судить, автор – молодая женщина. Вот, что она пишет: «Я всегда думала о том, что различные "железяки" никогда не смогут заменить людей... Но по моему горькому наблюдению... всё меньше "человеку нужен человек"... и от этого мне грустно. Очередной виток научно-технического прогресса привнёс в дополнение к прошловековому сексу по телефону новейший вирт. Этот побочный эффект визуализации общения – явление того же ряда, что пользование ассортиментом из магазинов для взрослых «18+». Секс-куклы, фаллоимитаторы всё больше служат заменителями живого взаимодействия, и эта «техника» развивается с невиданной скоростью и вопреки утверждениям, что она всего лишь усилитель острых ощущений, что-то вроде специй к основному блюду, пользуется спросом и востребована не как добавочный аксессуар, а сама по себе, как предмет прямого употребления. Японцы уже предлагают пробные модели биороботов обоего пола специального назначения. Рекламный слоган этого товара в переводе на русский – «Наслаждайтесь по полной программе без заморочек и проблем». Неужто со временем вся приватность, частная и личная жизнь эшелонируются в нечто вроде постсовременной альтернативы, включая высокотехнологичные вариации киберинтима и деторождение вне материнской утробы? Не хочется верить, но есть вероятность, что так оно и будет и всё идёт к этому. В связи с гипотетической перспективой заполучить прейскурант запрограммированных удовольствий под все вкусы и запросы вспомнилась цитата из книги В. Пелевина "Священная книга оборотня": "...люди все равно занимаются сексом — правда, в последние годы в основном через резиновый мешочек, чтобы ничего не нарушало их одиночества..." Но ведь дальше больше. И представляющаяся пока невозможной и совершенно неприемлемой подмена живых токов, соков и запахов жизни суррогатами в любой сфере вполне может стать явью. Скорее всего такая демократическая форма общения, как дискотека сохранится в сугубо кастовом виде – как закрытый клуб для «чистых» и общедоступная шумная куча-мала для всех остальных – «нечистых». Блокировка социальных лифтов безотказно препятствует проникновению в вип-среду нежелательных элементов. Пока миновать фильтры отбора реально через соцсети, чаты и сайты знакомств и т.п. Это своего рода виртуальный танцпол, современная альтернатива традиционной веранды танцев – оптимальной площадки общения, где когда-то кипела не только молодежная тусовка, завязывались отношения, складывались и распадались пары. Загрязнение мозгаТехногенная катастрофа может произойти не только со средой обитания, но и с такой сложной и тонкой структурой, как сам человек. Загрязнение мозга выбросами вербального и виртуального мусора воздействует на психику не меньше, чем ядохимикаты на растения. Концентрация пестицидов в плодоносной почве превращает её в отравленную так же неотвратимо, как серые, бездарные тексты о пустяковинах, не стоящих выеденного яйца, или постыдная писанина высокооплачиваемых троллей разъедают свободный разум, перелопачивая его в свалку зловонных нечистот и токсичных отходов. Естественные и искусственные эмоции столь перемешались, что их уже не отделить друг от друга. Оказавшийся зеленым внутри и не слаще капустной кочерыжки большой, спелый на вид арбуз вызывает тот же всплеск огорчения, что погибшая под колесами машины кошка. И обозначают их субъекты переписки в вотсаппе, телеграмм или других мессенджерах абсолютно одинаково: одним и тем же смайликом – грустной рожицей со скорбно опущенными уголками губ. В фильме «Паркет» продёрнута такая ниточка: естественные, согретые чувствами, выверенные памятью тела движения танца противопоставлены обесцененному, девальвированному, опущенному сегодня ниже плинтуса слову. Оно мало что значит, и словам мало кто верит, потому что они не подкреплены стержнем истины, правды и поступка. Демагогия, словоблудие, пустопорожняя болтовня, лживые лозунги отвратили от слова. Люди сторонятся говорунов и краснобаев, убедившись, что они отъявленные брехуны, и сами вопреки произносимым красивостям и призывам всё делающие с точностью до наоборот. Как тут не вспомнить рекламные ролики? Их облегченные смыслы, бесконечная подмена понятий и ложные аналогии оказывают свое неизбежное влияние, способствуя упрощенному взгляду на мир. Классический пример - слоган «Те, кто вам дорог, достойны лучшего. Поэтому не соглашайтесь ни на что, кроме Orbit. Нет лучше и вкусней защиты от кариеса. Orbit. Самая вкусная защита от кариеса». Не правда ли универсальный и предельно не затратный и бесхлопотный способ быть хорошим? Жуй себе фирменную жвачку и в ус не дуй – всё остальное приложится. Из нового рекламного набора удручает чудовищная поделка-скороспелка «Сливушки Вязанка», воспевающая, как ни странно, не сливы и не сливки, а сосиски, поедая которые, дети с невинной непосредственностью маленьких каннибалов говорят, что этот мясной продукт такой же нежный как мама. Импланты чувствЮный человек восприимчив, податлив и плохо противостоит многоходовому и агрессивному маркетинговому прессингу. Он уже не обходится естественными, природными реакциями на положительные и отрицательные воздействия извне. Фактически ему как бы ставят специальные импланты, предназначенные улавливать вживляемые чувства и эмоции. Начинается эпоха всеобщей имитации. Симулякр торжествует над подлинником, копия вытесняет оригинал. Чувства и эмоции перестают испытывать. Нет надобности. Их изображают. Для этого уже существует и обещает возобладать целая сигнальная система – универсальный набор знаков и символов, заменяющих выхолощенное, обесцененное, выходящее из употребления слово. Не трагедия. Иероглифическое обозначение не противоречит культуре, не выпадает из нее и не стало помехой развитию китайской философии. Утраченное заместится и восполнится приобретенным. Могучая предпосылка всеобщей имитации – генеральная, на макроуровне, линия государства. Разве тот же пресловутый ЕГЭ – не первая ступень профанации и сворачивания образования? И то же схлопывание по цепочке во всём и вся - от здравоохранения до социального и пенсионного обеспечения. Фикция, фейк, кажимость по-хозяйски утвердились и процветают вместе с кипучей пустопорожней отчетностью. Преимущества тотального вживания в электронный мир намного перевешивают неудобства и издержки. Скажем, при всей привлекательности переписки посредством обычной почты, если она завяжется и развернется в этом сегменте, всерьёз прибегать к ней было бы сегодня откровенно смешно и нелепо, потому что окажется приравнена непростительному архаизму и даже анахронизму. В то же время в бумажном письме есть своя рутинная прелесть, и получить изящный конверт с интересной маркой, живым почерком, неуловимым ароматом духов – ни с чем несравнимое удовольствие. Это, конечно, слабое оправдание всё ещё встречающегося неприятия гаджетов и мессенджеров. Однако не помешает привести пару аргументов в пользу реабилитации сторонников такой ретроградной оппозиции. Как способ общения мобильные приложения, программы или веб-сервисы, предназначенные для мгновенного обмена сообщениями, антигуманитарны. Они отталкивают, во-первых, отсутствием ощущения, которое можно обозначить как праздник письма. Во-вторых, обедняют и обделяют стандартной фасовкой чувств, пакетированием взаимоотношений до ужимания в трафаретный обмен информацией, ибо символы-иероглифы – это не что иное, как пусть веселые, но всё же пиктограммы-протезики, сжимающие интерес к человеку до набора расхожих символов. Фактически сбылся идеал Эллочки Щукиной из «12 стульев». Теперь вполне можно обходиться по жизни пятью словами или фразами без ущерба для собственной полноценности. Достаточно и нескольких смайликов на экранчике мобильника.
Краски жизниА как же краски жизни? Они ведь откладываются определенными эмоциями, впечатлениями, и некоторые поддаются фиксации. Казалось бы, зачем париться, подбирать слова, чтобы выразить их предельно точно, честно и по возможности красиво? Затем, что это вопрос нравственно-духовного здоровья. Ведь беспокоит нас при физическом недомогании слабость в мышцах, затруднённость в движении, перебои дыхания. Почему же к снижению эмоциональной чувствительности, беспомощности передать, как носим в себе Вселенную, выразить состояние души, описать настроение или собственные ощущения мы зачастую подходим иначе, не придавая значения и утешая себя тем, что приятель Слава или подруга Катя изъясняются ещё более убого. Наверно, это актуальная примета времени, что сопричастность, сопринадлежность людей друг другу может быть выражена не по Гегелю, в формах, тяготеющих к высокой эстетике, а в чем-то наипроистейшем, в примитиве, возобновляющем коммуникацию питекантропов. И при этом никаких комплексов, ни малейшего стеснения по поводу собственной ущербности. Ничего, кроме самодовольного осознания своего полного превосходства с примесью сочувствия над смешно чирикающими на своем птичьем языке и не попадающими в струю современности изгоями. Что ж, эмоция, как и многое в этом мире, понятие растяжимое, стратифицируемое и вполне поддающееся публичному позиционированию, как свидетельствует успешно функционирующий в культурной столице и продублированный в Москве и Казани интерактивный музей эмоций, где по залам-зонам как по полочкам доходчиво разложены все формы прекрасного в современном искусстве. Любопытно, что в Первопрестольной он разместился не где-нибудь, а в старинном переулке с говорящим названием Сусальный, которое в переносном смысле толкуется как слащавый, сентиментальный. Отзывы посетителей убеждают, что музейную экспозицию большинство расценивает вовсе не как прикол, а как полезную лоцию и нужную наглядную информацию. Народ запутался в нравственных ориентирах, разучился отличать хорошее от плохого, красивое от некрасивого и нуждается в настройке на правильные образцы, в подгонке к моделям, которые помогут впопад выразить чувства. И вот музей позволяет выполнить такую сверку. А то ведь не ровен час человек со сбитой программой не попадет в ответственный момент в заданные «ноты» и вместо бронзовой маски подобающего благоговения напустит на себя весёленькую ужимку или ещё того хуже глумливо усмехнётся, прыснет в кулак, чем поставит себя в конфузное положение. И вообще всё идёт к тому, что пора вводить в школе уроки эмоций, чтобы выпускники, попадая во взрослую жизнь, не тушевались и бойко умели хлопотать лицом. К тому же изначально мутноватые в силу дубоватости исполнителей уроки мужества уже почти переформатировались в уроки ханжества, что облегчает оптимизацию решения очередной конъюнктурной задачи. Как сказал поэт, Загадки порой преподносит жизнь… Такие, что можно сойти с ума, Хоть в узел морской ты завяжись … Ответов нет… в голове лишь тьма… Обойма вечных вопросов пополнилась еще одним: что такое виртуал – окно во вторую реальность или продолжение первой? В зависимости от ответа на этот вопрос мы будем жить дальше и позиционировать свое место в этом мире. Можно это делать двояко: или растворяясь в потоке бездумных инфантилов, или самоидентифицировать себя как русского человека, уверенно владеющего родным языком и способного сохранить свою личность, не отказаться от генетически заложенного кода русской культуры с её обостренным чувством подлинного и справедливого. | |||
10.01.2021 г. | |||
Наверх |