Эстетическая манипуляция |
10.02.2021 г. | |
Результат налицо: нас убедили, что традиционная эстетика умерла. На сайте Культуролог был
проведен опрос «Почему музеи и галереи больше ориентированы на contemporary
art, а не на традиционную эстетику?». Насколько справедлива
подобная постановка вопроса? Действительно ли художественные площадки
предпочитают contemporary art? Конечно, среди
выставочных проектов есть достаточно много и таких, которые представляют
традиционную эстетику. Однако большинство из них посвящено искусству уже
ушедшего времени. Среди экспозиций наших современников доля contemporary art весьма
велика. Это видно по анонсам выставок на сайтах, где не ведётся отбор новостей.
На Культурологе, например, мы не размещаем материалы о выставках, чьё
наполнение, на наш взгляд, является эстетически сомнительным. Если же взять
неотфильтрованный поток анонсов, то contemporary art в нём получит существенное
преимущество. Более того, доля таких выставок постоянно (год от года) растёт.
Сегодня можно говорить, что выставки contemporary art имеют большинство даже в
общем объёме, с учётом художественных выставок, построенных на материалах
прошлых эпох (особенно, если в понятие «современного искусства» включить все
эксперименты XX века, начиная от русского авангарда). При этом пока что в
штуках (по количеству предметов музейного хранения) contemporary art
проигрывает традиционному искусству. Да и сегодня значительное количество
художников продолжают работать в канонах традиционной эстетики. Поэтому перекос
в сторону contemporary art – это всё же выбор площадок. Проведённый опрос предполагал
выбор одного из следующих вариантов ответа:
Результаты
распределились следующим образом:
Большинство ответов
можно сгруппировать в два множества. Первое характеризуется критическим
отношением к традиционному искусству, второе – критическим отношением даже не столько
к contemporary art, сколько к современному обществу. Первое множество состоит
из ответов «Сегодня нет ничего, кроме contemporary art» и «Ничего достойного в
рамках классической эстетики больше не создаётся» - в совокупности мы получаем 64,1%.
Во второе множество мы включаем все остальные варианты ответов, кроме «Другое»
(это, вероятно, выбирали те, кто не согласен с постановкой вопроса) и «Традиционная
эстетика не может стать культурным событием» (этот ответ можно интерпретировать
как в ту, так и в другую сторону). В сумме второе множество набирает 31,3%, то
есть более чем в 2 раза меньше. Получается, что
большинство посетителей сайта видят проблему преимущественно в слабости
традиционного искусства. При этом никто не выбрал
вариант «Таков выбор публики». Это примечательно. Всё же людям больше нравятся
произведения в духе традиционной эстетики. Об этом также свидетельствует и то,
что никто не выбрал «Contemporary art действительно
лучше». Нет сторонников и варианта «Contemporary art лучше
продаётся». Есть ощущение, что мы наблюдаем большой обман, когда нам в качестве
ценности подсовывают то, что ей быть никак не может. И в то же время
большинство людей убеждены, что традиционная эстетика себя исчерпала. Скорее
всего, это ощущение подсказано СМИ, поскольку о contemporary art говорится
гораздо больше, чем о традиционном искусстве. Перед нами классический
пример манипуляции: нас убеждают в том, что не согласуется с нашими принципами,
но всё-таки принимается. | |
Наверх |