Освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока – ключевой пункт русской истории и один из предметов нашей законной исторической гордости. Россия вообще северная страна, а 20% территории России сейчас лежит за Полярным кругом, а 60% - в зоне вечной мерзлоты. Две трети нашей нынешней земли - за Уралом, а вместе с северными областями европейской части России это уже три четверти её. Освоение северных и восточных пространств началось, по сути, тогда же, когда началась сама Русь.
Кто же изучал наш Север до возникновения системы регулярных научных исследований и наблюдений? Кто осваивал его до появления государственных программ и первых частных корпораций – таких, как «империи» Строгановых и Демидовых?
|
На ум приходят новгородские ушкуйники и рыбаки - поморы, ещё в XI-XII вв. изучившие северное побережье Кольского полуострова, побывавшие на Шпицбергене, Новой Земле и на севере Западной Сибири.
Позже эту задачу решали землепроходцы, большей частью – из казаков, за 100 лет, с середины XVI до середины XVII века прошедшие огромную территорию от Урала до Тихого океана. Самые громкие имена – Ермак, Семён Дежнев, Ерофей Хабаров.
Северные пространства осваивали и колонисты из центральных русских областей, шедшие за передовыми отрядами землепроходцев.
И, конечно же, открыли и своим путём освоили Север коренные его жители, пришедшие туда сотни и тысячи лет назад, приспособившиеся к жизни в экстремальных условиях и создавшие свои уникальные культуры.
Но есть и ещё один отряд исследователей Севера, ещё один фактор его освоения и развития, который обычно выпадает из поля зрения. Это православные монахи и миссионеры. Монастыри, скиты, православные миссии в северных областях нередко появлялись даже раньше, чем деревни и, тем более, города.
Большинство людей, посвятивших себя служению Богу, конечно же, не ставило перед собой исследовательских и, тем более, предпринимательских задач. Чаще они уходили в глушь от мирской суеты.
Но дальнейшее течение жизни делало эти форпосты веры «точками роста» хозяйства и опорой местной инфраструктуры.
Нередко монастырь начинался со скита одинокого подвижника. К нему подтягивались другие, и образовывалось монастырское братство. Монахи же, как правило, много работали. Во-первых, прокормить себя они могли только своим трудом, во-вторых, труд – занятие душеполезное и потому всегда приветствовалось.
А, поскольку монахи на личное потребление много не тратили, богатство монастырей приумножалось. Кроме того, монастыри способствовали созданию поселений поблизости.
В эпоху Московской Руси Церкви и монастырям предоставлялся также ряд льгот и привилегий, возможность владеть землёй, промыслами, крепостными крестьянами, привлекать наёмных работников. С другой стороны, Церковь неоднократно использовалась как финансовый резерв государства, а монастырские закрома – как страховой фонд, открываясь для крестьян в неурожайные годы. При этом монастырям было запрещено взимать проценты по ссудам.
Личное стремление или необходимость заставляли служителей Церкви в отдалённых местах выполнять задачи исследователей и администраторов, решающих светские дела. Одним из таких деятелей на Севере Руси был Стефан Пермский. Он отправился в предгорья Северного Урала в 1379 году (т.е. за год до Куликовской битвы) и стал не только первым проповедником христианства среди коми - пермяков, но и одним из первых исследователей страны коми.
Святитель Стефан Пермский |
Стефан изучил язык народа коми, создал алфавит («пермская азбука»). С 1379 по 1384 год он провёл на реке Вычегде, где крестил «коснеющих в язычестве» пермяков, учредил школу, уничтожал языческие кумирни и идолов.
В 1385 году Стефан поднялся на лодке на 600 км вверх от устья Вычегды и убедил вогулов (манси), в очередной раз напавших на коми, уйти на свою территорию.
Фактически Стефан стал правителем Перми. Он не только разрешал конфликты, но и помогал нуждающимся – например, не раз подвозил на ладьях хлеб, особенно после голода 1386 года.
При участии Стефана в 1395 году был составлен документ, содержащий первую гидрографическую характеристику Пермской земли, где отмечаются реки Вычегда, Вятка, Чусовая, Кама и даётся описание бассейна верхней Камы.
Ещё одна важная задача монастырей – оборона рубежей города, княжества или страны в целом. Они были крепостями и своего рода погранзаставами, часто принимавшими на себя удары с запада, юга, востока. Эта функция по мере расширения страны и совершенствования технических средств ведения войны постепенно уходила в прошлое.
Тем не менее, последний бой с внешним агрессором силами монастыря состоялся уже в середине XIX века. И это было именно на Севере, когда в ходе Крымской войны в 1854 году Соловецкий монастырь был атакован английской эскадрой и устоял (подробнее здесь: https://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=86&Itemid=12).
Монастырям доставалось не только от чужих, но и от своих. Почти за 200 лет до Крымской войны, во время Раскола, те же Соловки, чьи насельники не приняли реформ Никон, в 1668-1676 гг., осаждались царским войском. В итоге сопротивление было сломлено, а защитники монастыря казнены либо сосланы.
В начале XVIII века Пётр I резко сократил самостоятельность Церкви. А в середине – конце XVIII века, в соответствии с указами Петра III от 1762 года и Екатерины II – от 1764, проводилась «секуляризация» монастырских хозяйств с конфискацией земель и крестьян. При этом половина монастырей была просто ликвидирована, у остальных же экономическая база была сильно подорвана.
Что касается периода после 1917 года, когда атеизм стал частью государственной идеологии, то он для Церкви и монастырей был особенно тяжёлым, и вели себя новые власти по отношению к ним порой не лучше иноземных завоевателей, особенно в первые 20 лет советской власти.
Тем не менее, после тяжёлых времён шло восстановление, в том числе – возможностей выполнять полезные земные функции – просветительскую, хозяйственную и, как видим, даже оборонительную.
Ряд монастырей был восстановлен в ХIX веке. В советский период дважды происходило частичное восстановление Церкви: в период между концом 1930-х и серединой 1950-х и начиная с 1970-х. В конце 1980-х – начале 1990-х дискриминация Церкви со стороны государства была упразднена уже официально.
На Севере, в тяжёлых условиях, потребность в притоке людей, готовых, по тем или иным причинам, к самоотречению и труду, особенно велика, и роль монастырей и православных миссий была особенно весомой. В свою очередь, «монастырское освоение» северной земли тоже было активным.
По книге «Православные русские обители», изданной в 1910 году книгоиздательством П.П. Сойкина, в северных областях Российской Империи можно насчитать почти 140 монастырей, не включая отдельных скитов, подворий и общин.
Они были основаны в разное время в период с XII по начало ХХ века. Большей частью это мужские монастыри, но немало и женских общин, даже в тех суровых краях. Описать каждую обитель вряд ли возможно, поэтому остановимся на самых древних, северных и удалённых, но не таких известных, как Соловецкий или Валаамский монастыри, несмотря на очень яркую историю.
Корельский Николаевский (Николо-Корельский) монастырь и Николаевский Новоземельский скитТочный год основания неизвестен, предположительно – конец XIV – начало XV века, между 1395 и 1410 годом. Расположен монастырь на берегу Белого моря, в юго-восточной части Двинской губы, в пределах современного Северодвинска. По преданию, обитель основал преподобный Евфимий, просветитель Карелии.
Преподобный Евфимий Корельский |
В 1419 году монастырь был разрушен и сожжён норвежцами – так, что от него остались только развалины, а иноки были убиты.
Это не единственный северный монастырь, пострадавший от норвежского набега в 1419 году (об этом речь ниже), а в 1419 году было не первое и не последнее вторжение норвежцев на Северную Русь.
Восстановлен монастырь был уже в 1471 году на средства Марфы Борецкой, более известной в истории как Марфа Посадница.
Следующая страница истории монастыря начинается с английской экспедиции 1556 года под руководством Ричарда Ченслера, пытавшейся проложить северо-восточный путь в Китай. Он «открыл» монастырь, присвоив ему имя «порт Святого Николая».
С этого момента и до основания Архангельска в 1584 году монастырь – порт становится первыми и единственными морскими воротами Русского государства. Тогда же там же была заложена и судоверфь.
Монастырь, с момента его основания Евфимием и до начала XX столетия – в течение пяти веков, был центром образования и просвещения на Русском Севере. В 1714 году в обители была открыта школа для послушников и монахов, многие из которых - выходцы из крестьян и ремесленников, были неграмотны. Библиотека монастыря была одной из богатейших среди северных монастырей, и содержала не только религиозные, но и естественнонаучные труды: по истории, географии, физике, астрономии.
В 1920 году монастырь был национализирован, говоря проще – закрыт. Однако он и его литературное наследие стали объектом пристального научного исследования. Монастырь также получил статус памятника архитектуры государственного значения, хотя в течение 1920-х и начала 1930-х гг. монастырские помещения и территорию использовали в сугубо мирских целях – для размещения колонии для малолетних преступников, а позже – сельскохозяйственной коммуны.
Своеобразное продолжение имела и портово-судостроительная ипостась монастыря. В 1936 году монастырь оказался на территории строящейся судоверфи – крупнейшей в СССР.
Судоверфь в Северодвинске, уже под именем ОАО ПО «Севмаш», и в наше время сохраняет позиции крупнейшей в России, а монастырь и собор при нём, вновь открытые в 2004 году, находятся на её территории. Необходимо отметить, что в роли инициатора и восстановителя выступило само предприятие.
В то же время, это было и отдачей старых долгов. Предприятие долгое время пользовалось помещениями монастыря, более того – при строительстве судоверфи, а в этом месте сложные инженерно-геологические условия, пришлось изучать опыт и технические решения строителей Николо-Корельской обители.
Отдельная история – у Николаевского Новоземельского скита, «административно» относившегося к Корельскому Николаевскому монастырю.
Наряду с Трифонов-Печенгским монастырём (о котором речь ниже) скит стал самой северной в России и в мире монашеской обителью.
Вот что пишет о Новоземельском ските упоминавшийся выше источник от 1910 года.
«Природа и климат этого острова чрезвычайно суровы. Поверхность острова почти сплошь покрыта каменистыми горами, с которых не сходит снег почти в течение целого года.
Обитателями его являются полудикие семейства самоедов (прим. – ненцев), колония которых была основана в 1877 году по инициативе Главного Правления Общества спасания на водах. Это общество устроило на острове в становище «Малые Кармакулы» спасательную станцию, при которой, в видах заселения острова, поселило несколько семейств самоедов на постоянное жительство.
Для религиозных потребностей русских промышленников, посещавших Новую Землю для промыслов, а также самоедов, просвещённых светом Христовой веры, при этой станции была устроена часовня, которая потом была преобразована в церковь во имя св. Николая Чудотворца. Для отправления треб и совершения богослужения архангельское епархиальное начальство в навигационное время стало командировать сюда священнослужителей.
Ближайшее и наиболее горячее участие в этом святом деле религиозно-нравственного просвещения самоедов принял иеромонах Николаевского Корельского монастыря Иона, который всецело отдался миссионерскому служению и поселился среди самоедов при Николаевской церкви.
Скоро Николаевская церковь оказалась малопоместительною; нужно было заменить её новою. Трудами Ионы и архангельского преосвященного Нафанаила на доброхотные пожертвования благотворителей в 1888 г. отстроена была новая большая церковь…
Устроив на Новой Земле церковь, преосвященный Нафанаил нашёл необходимым учредить при ней и монашеский скит…
13 февраля 1889 г…. возник Новоземельский Николаевский скит.
Средств к существованию эта обитель не имеет никаких; содержится она на доброхотные пожертвования и на ежегодные пособия из казны в размере 700 руб., с 1894 г. скит стал получать из казны 1000 р. Обителью управляет игумен. При ней имеется школа для самоедских детей».
В отличие от «метрополии» - Николо-Карельского монастыря, история Новоземельского скита после установления Советской власти не имела и пока не получила продолжения.
Михаило-Архангельский монастырьМонастырь замечателен тем, что, что был основан на территории современного Архангельска, по преданию, ещё в XII веке. Это один из древнейших монастырей и одна из первых «точек роста» и освоения на Русском Севере в целом. Город Архангельск – центр Русского Севера, начался именно с Михаило-Архангельского монастыря.
Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1419 году и связано с бедствием – разорением монастыря «мурманами» (норвежцами), которые «повоеваша Михаила Архистратига монастырь, церкви пожгли и чернецов всех посекли».
После разгрома монастырь постепенно восстанавливал силы и продолжал свою миссию, притом, что он был окружён густым бором, и на много вёрст вокруг населённых пунктов не было.
Но в 1584 году всё изменилось. Возле монастыря был основан город, который сначала был назван Новыми Холмогорами, а после, по имени монастыря, получил известное ныне имя Архангельск.
До середины XVIII века монастырь был крупным землевладельцем и вёл активную хозяйственную деятельность. Когда экономическая самостоятельность монастырей была урезана, а имения отобраны, Михаило-Архангельский монастырь, как и большинство других обителей, сильно обеднел, но не прекратил своего существования и выполнял просветительские задачи.
С 1771 по 1812 г. в монастыре располагалась Архангельская Духовная семинария. Учебный процесс включал преподавание не только богословских и церковных, но и светских дисциплин: поэзии, риторики, философии, немецкого и французского языков, арифметике, географии, истории, с 1802 г. - еврейского языка и народной медицины. Для горожан регулярно устраивались просветительские диспуты.
В 1812 году семинария переехала в новое здание, ныне – здание Поморского университета им. М.В. Ломоносова.
С 1891 г. по 1923 г. в монастыре размещались фонды древлехранилища - собрание древних рукописей, книг, предметов церковной древности.
Монастырь был упразднён в 1920 году и разрушен в 1930, хотя фонды были вывезены и сохранены. Санкцию на снос монастыря дал заведущий Главнаукой северного Краевого отдела народного образования с «говорящей» фамилией Вольтер, не посчитавший сооружения монастыря достаточно ценными с историко-архитектурной точки зрения.
Трифонов Печенгский монастырьМонастырь был основан в 1524 году Трифоном Печенгским, известным, как просветитель лопарей (саамов). Монастырь расположен на северном побережье Кольского полуострова, в Печенгской губе. Ныне это посёлок Печенга у границы с Норвегией.
Преподобный Трифон Печенгский |
Трифон пришёл в эти места один и долгое время жил в уединении. Наконец, молва о нём разнеслась по окрестностям, и к нему стали приходить паломники. В их числе были и саамы – язычники, но тоже испытывавшие почтение к подвижнику и желание послушать его наставления.
С помощью паломников Трифон построил часовню, потом, отправившись в город Колу, встретил там монаха по имени Илия и убедил его идти с ним в Печенгу. Сам Трифон, хотя и вёл монашескую жизнь, «формально» оставался мирянином. Илия же постриг Трифона в монашество, осветил церковь и крестил обращённых Трифоном саамов. С этого и началась обитель и её просветительская миссия, продолжавшаяся после кончины Трифона в 1583 году.
Миссия была на время прервана в 1590 году, когда на монастырь напали шведы, разграбили и сожгли его, а всю братию – 51 монаха и 65 мирян, перебили. Однако уже в 1591 году царь Фёдор Иоаннович повелел возобновить монастырь, но уже в другом месте – близ города Колы. В 1619 году монастырь сгорел и был восстановлен уже в самом городе Коле, получив название Ново-Печенгского.
В 1764 году, по указу Екатерины II, монастырь был закрыт, и восстановлен уже в 1896 году.
При советской власти монастырь сохранялся как действующий до 30 января 1984 года, когда в возрасте 110 лет скончался последний из печенгских монахов отец Акакий. В 1997 году началось новое возрождение монастыря.
Туруханский Троицкий монастырьМонастырь основан в 1657 году монахами Тихоном и Дионисием у впадения Нижней Тунгуски в Енисей, близ Туруханского зимовья – ныне это город Туруханск.
Монастырь выполнял миссионерские задачи. В 1722 году в монастыре была открыта начальная школа для детей коренного населения – эвенков, ставшая первым учебным заведением в Приенисейском крае.
При монастыре развернулось мощное хозяйство. К середине XVIII века монастырь держал половину пушных промыслов (23 из 47 промысловых зимовий) края. «Секуляризация» 1764 года также подорвала экономику монастыря и понизила его статус.
В 1920-е Туруханский монастырь был закрыт и разрушен. Библиотека частично сохранилась в краевом архиве и отделе редких книг краевой научной библиотеки. В середине 1990-х монастырь восстановлен.
Спасский монастырь в ЯкутскеОснован в 1662 или 1664 году служилым человеком Иваном Афанасьевым в городе Якутске, тогда – Якутском остроге, которому было всего 20 лет. Спасский монастырь стал первым в Северо-восточной Сибири.
В начале XVIII века к монастырю была приписана далёкая даже по сибирским меркам Успенская пустынь на Камчатке, у Ключевской сопки. Население пустыни – русские крестьяне земледельцы, выращивавшие там рожь, ячмень и овощи и снимавшие очень хороший для того времени урожай.
Спасский монастырь в Якутске, так же, как Туруханский, был миссионерским, пред которым стояла задача проповеди православия среди якутов, и стал центром миссионерства в Якутии и Якутской епархии.
История епархии – отдельная, очень интересная, тема.
Иеромонах Макарий проповедовал на Индигирке и Колыме в 1668–1680 гг. Архимандрит Мартиниан, присланный в 1705 г. в Якутск, распространил проповедь православия на Камчатку.
Интересное решение было найдено для проблемы огромных расстояний. В 1844 году были учреждены два походных храма для удобства крещения и обслуживания коренных жителей в отдаленных северных округах - Николаевская и Благовещенская походные церкви.
Они обслуживали приходы Верхоянского и Колымского округов, Оймяконский округ, Аллах-Юнь, Нелькан, притоки Алдана и кочевья эвенков в верховьях Олёкмы.
Одно из самых ярких имён якутской церковной истории – святитель Иннокентий (Вениаминов), возглавивший её в 1852 году и до этого имевший огромный практический опыт миссионерской работы на Аляске и Камчатке.
Святитель Иннокентий (Вениаминов) |
Св. Иннокентий построил новые храмы и часовни, открыл и благоустроил новые приходы и церковноприходские школы, занимался призрением сирот и обучением населения грамоте, перевел из Ситки (Аляска) в Якутск Новоархангельскую Духовную семинарию.
19 июля 1859 года в Троицком кафедральном соборе в Якутске была впервые совершена Божественная литургия на якутском языке, причем Евангелие читал сам святитель Иннокентий.
В течение 1920-х – 1930-х гг. практически все религиозные учреждения Якутии были ликвидированы, включая Спасский монастырь.
Возрождение православия в республике отсчитывают с начала - середины 1980-х, но Спасский Якутской монастырь на данный момент не восстановлен.
Собор Святого Михаила и миссия на АляскеСобор построен и освящён в 1834 году. Он сохранился до нашего времени (сгорел во время пожара в 1966 г. и был восстановлен в 1976 г.) и является символом духовного присутствия России на Аляске.
До 1867 года оно читалось в самом названии города – Новоархангельск, который был переименован в Ситку после продажи Аляски. Основан город был в 1799 году, разрушен индейцами – тлинкитами в 1802, и вновь восстановлен, причём с помощью алеутов, в 1804 году.
При соборе в 1841 году была учреждена духовная семинария, прежде всего – для подготовки священнослужителей из местных жителей, однако в 1852 году она была перенесена в Якутск (см. выше).
Основанию Новоархангельска и Собора Святого Михаила предшествовала русская Кадьякская миссия в составе восьми монахов Валаамского и Коневецкого монастырей, высадившихся на острове в 1794 году и положивших начало распространению православия на Алеутских островах и Аляске. Одним из них был Герман Аляскинский, ныне считающийся святым покровителем Америки.
Монахи также открывали школы для местных детей, занимались миссионерской деятельностью, а в своих маршрутах проникали на другие острова архипелага и вглубь континентальной части Аляски до озера Илиамна. Православные алеуты и индейцы до сих пор живут в тех краях.
Наше времяСпецифика полярных широт в том, что их активное исследование, освоение и заселение происходило и в советское – атеистическое время. Поэтому там сейчас происходит не только восстановление некогда разрушенного, но и создание нового.
Появляются православные храмы там, где их не было и до 1917 года – на Новой Земле, в Норильске, Тикси, на Чукотке, наконец – в Антарктиде, на станции «Беллинсгаузен». Образуются также новые монастырские общины. Время покажет, чем станет для нашей истории эта уже новая полярная миссия.
Источники:
1. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне// Санкт-Петербург, книгоиздательство П.П. Сойкина, 1910.//Репринтное издание, изд-во «Воскресение», Санкт-Петербург, 1994.
2. Иеромонах Тихон (Полянский). Путешествие в историю русских монастырей.//М., «Русское слово», 2002.
3. А. Коломиец. Финансовые реформы русских царей.//М., НП «Редакция журнала «Вопросы экономики», 2001.
4. И.П. Магидович, В.И. Магидович. Очерки по истории географических открытий.//М., «Просвещение», 1982.
5. Журнал Московской патриархии.
6. Электронный каталог православной архитектуры «sobory.ru».
7. Православный информационный портал «ispovednik.ru».
8. Официальный сайт Николо-Корельского монастыря «nikolo-korel.ru».
9. Мурманское информационное агентство «Би-порт».
10. Исторический портал «hrono.ru».
11. Церковный портал «russian-church.ru».
12. Православный информационный портал «pravoslavie.ru».
13. Православная энциклопедия «pravenc.ru». |