Русская резная кость XVIII – XIX веков |
03.03.2021 г. | |
В Парадном вестибюле Оружейной палаты (Музеи Московского кремля) до 4 апреля 2021 г. проходит выставка «Русская резная кость XVIII – XIX веков. Дар семьи Карисаловых». Выставка представляет часть переданных в дар музею предметов из коллекции семьи Карисаловых, отражающих разнообразие русского косторезного искусства XVIII–XIX веков. Продолжая традиции меценатов дореволюционной России, члены семьи Карисаловых не только собрали удивительную по своей полноте и выдающемуся художественному уровню коллекцию произведений русской резной кости, занимались изучением творчества мастеров-косторезов, но и позаботились об исторической судьбе своего собрания, передав его в дар музею. Самыми ранними изделиями, представленными на выставке, являются несколько ларцов, выполненных из бивня мамонта и датируемых первой четвертью XVIII века. Они украшены рельефной резьбой, орнаментом и композициями, образцами для которых послужили гравюры из книги «Символы и эмблемата», изданной на русском языке в 1705 году по указанию царя Петра I. Основная группа экспонируемых предметов относится к произведениям холмогорских мастеров XVIII – первой половины XIX века, умело сочетавших традиции резьбы по кости с новыми веяниями эпохи. Ларцы и шкатулки, облицованные костяными пластинами разного цвета, резчики украшали рельефными изображениями, вырезанными по европейским гравюрам. Изделия становились более разнообразными: помимо ларцов-теремков, холмогорские мастера создавали настольные кабинетцы, полностью повторявшие формы европейских бюро и секретеров. С середины XVIII века мастера-косторезы творчески переработали популярный в стиле рококо мотив раковины, что привело к появлению воздушных, прорезных орнаментов, украсивших различные предметы из кости. С приходом классицизма орнамент из стилизованных раковин сменился изящными сетками и вариациями на тему сквозного геометрического узора с цветочными гирляндами, сохранявшими ажурность и придававшими ощущение легкости украшенным ими шкатулкам и зеркалам. В творчестве мастеров-косторезов находили отражение и современные им исторические события. На выставке демонстрируются декоративные костяные пластины с резными портретами императоров и императриц, источниками для которых служили различные гравюры и медали. Холмогорские резчики также работали над объемной скульптурой, создавая миниатюрные воспроизведения монументальных памятников, подобные представленной на выставке копии памятника Петру I работы Э. М. Фальконе. Отдельную группу составляют произведения религиозной тематики. Холмогорские иконы XVIII–XIX веков отличаются особым стилем. На доске, покрытой тканью, фольгой, пластинами из кости или рога, в соответствии с выбранным сюжетом мастера создавали композицию из рельефных изображений. В оформлении окладов икон нередко использовали характерные холмогорские орнаменты: закрученный акантовый лист, полосы из цепочек, переплетающихся лент. В меньшей степени холмогорские мастера обращались к созданию скульптурных произведений, что делает представленные на выставке композиции «Милосердие самарянина» и «Жертвоприношение Авраама» весьма редкими.
| |
Наверх |