Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа |
10.03.2021 г. | |
В Красноярском музейном центре «Площадь мира» до 15 мая 2021 г. проходит выставка «Настроение эпохи. ХХ век глазами Родченко и Лагранжа». Обширная экспозиция занимает два этажа музея. На первом находится ретроспектива Владимира Лагранжа – автора, чье творчество стало олицетворением «оттепельных» 60-х. Непреодолимое желание фотографа наблюдать за миром, его внимание к людям, удивительное чувство духа эпохи подарили человечеству большой и серьезный архив. На втором этаже – выставка работ выдающегося художника русского авангарда Александра Родченко из коллекции фонда Still Art, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. В экспозицию вошли работы Родченко разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х годов. Работы Владимира Лагранжа стали признанной классикой советского искусства, оставаясь при этом в созвучии с тем, что происходило с фотографией в мире, – расцвет гуманистического направления, деятельность молодого фотографического агентства «Магнум». Более 100 работ автора, начиная с 60-х и заканчивая 90-ми, позволят зрителю уловить перемены в настроениях сменяющих друг друга периодов истории. Ретроспектива покажет как классические, знакомые каждому кадры – «Бабуля» (1961), «Вратарь» (1961), «Голуби мира» (1962), «Юные балерины» (1962) – так и менее известные работы. Выставка охватит около сорока лет творчества Лагранжа и отразит развитие автора, влияние времени на его стиль, подачу и темы. Лагранж с самого детства был увлечен фотографией – снимал своих школьных товарищей и пейзажи курортного Крыма. Неудивительно, что, придя в Фотохронику ТАСС в 1959 году в качестве ученика, он довольно быстро стал штатным фотографом. Его снимки публиковались в газете «Правда», «Литературной газете», немецкой «Die Fraie Welt», журнале «Советское фото» и журнале «Советский Союз», где он проработал более 20 лет. Отказываясь от постановочных, «застылых» кадров, Лагранж создает портрет эпохи – с атмосферой свободы, романтикой молодости и беспечностью детства. «Моя задача состояла в том, чтобы познакомить читателя с работой металлургов, летчиков, шахтеров, врачей, хлеборобов…их жизнью, причем предельно правдиво», – писал он. Честный, искренний взгляд Лагранжа отрицал пропаганду советского образа жизни, но воспевал будни «маленького человека», раскрывал лирику повседневности, пользуясь новым фотографическим языком. Следуя за взглядом фотографа сквозь десятилетия, зритель станет свидетелем перемен советской, а затем и российской жизни. Но, вне зависимости от настроений эпох, Лагранж всегда смотрел на объект съемки с симпатией и сочувствием, даже в трудные годы улавливая поэзию жизни. На выставке представлены знаменитые портреты друзей Александра Родченко – художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинорежиссеров, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», среди которых узнаваемый портрет Лили Брик, который стал основой для плаката Ленгиза, несколько фотографий Владимира Маяковского из первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой (1924) и знаменитая фотография Осипа Брика, где вместо одной из линз очков вмонтировано название журнала «ЛЕФ». В экспозицию также войдут портреты семьи: матери фотографа, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные «Балконы» (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), а также «Пионер - трубач» (1930) и «Пионерка» (1930).
| |
Наверх |