Влияние глобальных СМИ и новых медиа на политические процессы |
В статье рассматривается эволюция влияния глобальных СМИ на ключевые политические решения. В настоящее время значительным вызовом для глобальных СМИ являются интернет-платформы и социальные сети, которые, наряду с предоставлением нового коммуникационного инструментария, способствуют дальнейшей диверсификации и дроблению целевых аудиторий, что создает дополнительные барьеры в распространении влияния глобальных СМИ. На рубеже XX–XXI вв. важное место в политических и
медиаисследованиях заняла концепция «эффекта CNN», в соответствии с которой
глобальные СМИ, действующие в режиме 24-часового новостного цикла, передающие
репортажи с места событий в режиме реального времени (включая яркие визуальные
образы), охватывающие своим вещанием многомиллионные аудитории на разных
континентах, оказывают влияние на ключевые решения, принимаемые политиками[1].
Данная концепция вызвала широкие дискуссии среди ученых и
экспертов: одни полагали, что влияние глобальных СМИ действительно велико,
другие считали, что оно серьезно преувеличено. Тем не менее, общепризнанным
является то обстоятельство, что определенную роль в принятии решений политиками
глобальные СМИ все-таки играют. В научной литературе выделяются несколько уровней
политического влияния глобальных СМИ. Первый уровень — действительно глобальный. Ведущие СМИ
участвуют в формировании глобального нарратива, основанного на определенных
ценностных установках, описывающего ключевых акторов мировой политики,
задающего сюжетные линии и модели восприятия политических процессов.
Политические лидеры принимают решения в пространстве этого нарратива,
руководствуясь определяемыми им ценностями и стереотипами. Давление такого
дискурса может привести к фактическому ограничению суверенитета государства,
когда оно оказывается вынужденным оправдываться перед мировым сообществом, идти
на определенные уступки и даже менять свою внутреннюю политику для подкрепления
легитимности или получения иностранной помощи. Диапазон тем, через которые
такое давление может оказываться, очень широк: от требований соблюдения прав
человека и проведения честных выборов до реализации определенного
экономического курса, что становилось условием предоставления финансовой помощи
со стороны международных кредитных организаций[2]. Второй уровень влияния относится непосредственно к
механизмам принятия политических решений и реализуется в трех направлениях:
побуждение к принятию решения, ускорение принятия решения, установление
повестки дня в глобальном масштабе[3]. Побуждение к принятию решения реализуется, прежде всего,
через воздействие на эмоции широких масс избирателей, которые в свою очередь
могут оказывать давление на власть, вынуждая ее к решительным действиям.
Лоуренс Фридман приводит слова одного наблюдателя, сказанные им незадолго до
начала американской интервенции в Сомали в декабре 1992 г.: «Какие могут быть
«если» и «но» перед образом матери и ребенка, умирающих на наших глазах?». При
этом британский министр иностранных дел в 1989–1995 гг. Дуглас Херд отмечал:
новшество, привнесенное новыми возможностями глобальных СМИ, состояло не в том,
что происходило «массовое насилие, расстрелы мирных жителей, военные
преступления, этнические чистки, сжигание городов и деревень», а в том «что
определенная подборка этих трагедий визуализируется в течение нескольких часов
для жителей всего мира». Увидев репортажи в прямом эфире, «люди отвергают и
негодуют по поводу того, что происходит, потому что теперь они видят это своими
глазами»[4].
Один из примеров — переданные в октябре 1993 г. в телевизионном эфире кадры с
изображением мертвого американского солдата, которого вооруженные люди тащили
по улицам Могадишо, что возродило страхи и озабоченности, связанные с
вьетнамским синдромом и стало, по крайней мере, одним из импульсов к принятию
решения о выводе американских войск из Сомали. В то же время очевидным является тот факт, что
окончательные решения принимают все-таки политики, и информация, передаваемая
СМИ, оказывает влияние далеко не всегда. Классическим примером является газовая
атака в Халабдже, предпринятая войсками иракского диктатора Саддама Хусейна
против курдов в 1988 г. Несмотря на подробное освещение страданий курдского
населения в СМИ, западные правительства сделали выбор в пользу конструктивной
работы с иракским режимом и отказались от решительных действий. В то же время
можно предположить, что если бы решение о военном вмешательстве было принято, в
этом случае был бы сгенерирован интенсивный информационный поток, состоящий из
многочисленных комментариев экспертов, заявлений официальных лиц на брифингах и
пресс-конференциях, публикаций ведущих колумнистов в наиболее влиятельных СМИ,
которые подчеркивали бы жестокость и преступления властей Ирака[5]. Ускорение принятия решения проявляется в том, что в результате
постоянного получения новой информации в прямом эфире относительно той или иной
ситуации, политики могут оказаться в цейтноте, будучи вынужденными принимать
быстрые (а поэтому не всегда продуманные) решения. По словам официального
представителя Госдепартамента в 1995–1997 гг. Николаса Бернса, «нет ничего
необычного, когда корреспондент CNN спрашивает меня о реакции еще до того, как
у нас появилась возможность получить более детальный отчет от нашего посольства
и рассмотреть варианты решения»[6].
А Марлин Фитцуотер, занимавший пост пресс-секретаря Белого Дома при президенте
Джордже Буше-старшем, признавался, что «в большинстве международных кризисов мы
просто игнорировали референтов и сотрудников аппарата Госдепартамента. Их
доклады были все еще важными, однако они не поступали вовремя для того, чтобы
принять основополагающие решения». В свою очередь органы разведки должны были
теперь соревноваться с новостными организациями, ускоряя свою аналитическую
работу, и, кроме того, им приходилось «защищать свои выводы по отношению к
данным, представляемых телевидением в режиме реального времени»[7]. Кроме того, в ходе обсуждения вопроса о
необходимости вооруженного вмешательства США в Сомали освещение событий в этой
стране в СМИ использовалось одной группой во внешнеполитическом сообществе США
для убеждения другой группы в своей правоте. Что касается роли
СМИ в формировании повестки дня, в соответствии с которой принимаются
политические решения, то, например, в отношении гуманитарных кризисов 1990-х —
начала 2000-х гг. можно говорить о том, что «политики вмешиваются в те кризисы,
которые в большей степени находят отражение в СМИ, чем те, которые являются
более жестокими или даже те, для которых существует большая вероятность
успешного разрешения с помощью внешней интервенции»[8].
В то же время необходимо отметить, что многие гуманитарные кризисы, такие как
эпидемии и голод в Африке, геноцид в Руанде, гражданские войны в Либерии,
Сьерра-Леоне, Таджикистане, Афганистане игнорировались или ограничивались
минимальным вниманием со стороны глобальных СМИ. И, конечно же, наиболее
масштабные акции вооруженного вмешательства, проведенные США в эпоху после
завершения холодной войны, диктовались геостратегическими императивами, а не
«эффектом CNN»[9].
Распространение новых медиа привело к структурным
изменениям коммуникационных потоков в глобальном масштабе и, соответственно, к
трансформации политического влияния глобальных СМИ. С одной стороны, развитие
коммуникационных технологий расширяет инструментарий влияния как для политиков,
так и для СМИ. С другой, фрагментация целевых аудиторий, появление и постоянное
увеличение самых разнообразных источников информации и платформ создают
препятствия для транслирования того или иного стратегического нарратива,
который просто не достигает своих адресатов, что сокращает возможности
какой-либо одной группы оказывать влияние на массовое сознание[10]. Эйтан Гилбоа и его коллеги предлагают рассматривать
инфраструктуру медиа в современном мире на шести уровнях: локальном (отдельные
муниципалитеты и города), национальном (к нему относятся такие СМИ, как New
York Times, CNN-US, BBC-UK, CNN-IBN India), региональном (Al Jazeera (Arabic),
Al-Arabia), международном (Al Jazeera International, Russia Today, France 24,
CCTV), глобальном (CNN International, BBC World, International New York Times)
и «глокальном» (здесь главную роль играют интернет-платформы - Facebook,
Twitter, YouTube[11].
Между этими уровнями существуют по меньшей
мере >пять коммуникационных потоков: 1. От национального к глобальному, в котором
центральное место занимают национальные государства, стремящиеся оказывать
влияние на коммуникационную среду в своих интересах. Один из наиболее
показательных примеров — коммуникационная кампания, проводившаяся в начале
2000-х гг. правительствами США и Великобритании, направленная на убеждение
внутренних и международных аудиторий в том, что режим Саддама Хусейна в Ираке
представляет угрозу мировому сообществу. 2. От локального к глобальному, где локальные
акторы стараются привлечь внимание глобальных СМИ к местным проблемам, которые
до этого игнорировались. Одним из успешных примеров является кампания
#BringBackOurGirls, начатая ровно через год после того, как в апреле 2014 г.
боевики исламисткой группировки «Боко Харам» похитили 276 нигерийских школьниц
на северо-востоке Нигерии. В результате их судьба попала в поле внимание
мировых СМИ. 3. От «глокального» к локальному, где местные
акторы используют социальные медиа для получения поддержки со стороны мировых
элит, которые получают возможность выразить сочувствие и солидарность по поводу
той или иной кризисной ситуации, а также со стороны международных НКО,
которые таким образом в своей
деятельности получают право выйти на локальный уровень. Стимулом для реализации
такого вектора коммуникации является вера в то, что международные элиты и НКО
выполняют функции «службы безопасности» для местных акторов, которые в
противном случае будут уязвимы перед лицом репрессивных режимов. Одним из
примеров является использование Твиттера и социальных сетей местными
сообществами в Колумбии, которые во взаимодействии с западными НКО пытались
убедить колумбийских журналистов включиться в процесс национального
примирения. 4. От глобального к глобальному, состоящий в
обращении мировых звезд (например, Джордж Клуни и Анджелина Джоли) или таких
знаменитостей, как представители CNN Андерсон Купер и Кристина Ананпур, к глобальным аудиториям, по вопросам
миротворчества, борьбы с голодом и эпидемиями. 5. От «ближнего локального» к «дальнему
локальному», который в наибольшей степени скрыт от внимания мэйнстримных медиа
и относится к прямым взаимодействиям на уровне «местный – местный», получившими
новые возможности с развитием социальных сетей в обществе «всеобщей
гиперподключенности». Такая коммуникация направлена на таргетированнное
установление тесных связей с удаленными в географическом смысле сообществами,
что наиболее заметно проявляется в деятельности диаспор, оказывающих содействие
своим соотечественникам и единомышленникам в проблемных и / или кризисных ситуациях. В то
же время, несмотря на развитие новых каналов и потоков коммуникации, появились
новые препятствия для развития и распространения ключевых сообщений и
нарративов. Главным таким препятствием в настоящее время можно считать Filter Bubble, или «пузырь собственных предпочтений», концепция которого была предложена Илаем Парайзером в одноименной книге, вышедшей в 2011 г. Наиболее ярким примером является Filter Bubble, в который в 2017 г. попали американские СМИ. Такие темы, как победа Трампа, вмешательство России, «русские хакеры» и «русские тролли» продуцируют новые публикации, которые еще больше увеличивают популярность этих тем, и так по далее возрастающей, что в конце концов закрепляет их в качестве ключевых пунктов медиаповестки[12]. Значение этой концепции состоит в том, что после
неожиданной для политических элит победы Дональда Трампа она дала возможность
понять следующее: проблема не в том, кто победит в идеологических дискуссиях, а
в том, что дискуссии на самом деле нет. Глобальные и мэйнстримные медиа
существовали в своеобразном информационном коконе, то есть обращались к тем,
кто и так уже являлся сторонником транслируемых ими позиций. Остальные черпали
информацию не из репортажей ведущих СМИ, а из социальных сетей и интересующих
их интернет-ресурсов. Стало очевидным, что повестка, устанавливаемая
глобальными и мэйнстримными медиа, не является ключом к умонастроениям основной
массы избирателей. Второе важное препятствие в глобальных коммуникациях
заключается в новом языке, который доминирует в новых медиа и отличается от
принятого в традиционных и глобальных СМИ. В то время как последние оперируют
устойчивыми и в определенной степени заставшими форматами, такими как
репортажи, интервью, аналитические статьи, короче говоря, лонгриды, в новых
медиа господствуют яркие заголовки, короткие твиттер-сообщения, видеоролики,
фотожабы, демотиваторы, которые далеко не застывшие, а наоборот, очень гибкие,
разнообразные, текучие и эмоциональные. Обративший внимание на это отличие
известный медиаэксперт Андрей Мирошниченко отмечает: «Яркий пример — твиттер
самого Трампа. Никто ведь не обсуждает идеи Трампа, изложенные в какой-то
программной статье. Ее просто нет»[13]. Таким образом, речь идет не столько об идеологических
разногласиях, сколько о различиях в языках и формах нарратива. Выработка языка,
который будет релевантен традиционным медийным форматам и в то же время понятен
аудиториям новых медиа, установление коммуникации с многочисленными, часто
разрозненными и изолированными сообществами в социальных сетях является в
настоящее время актуальной задачей для глобальных СМИ. Список литературы 1. Мирошниченко
А. Trump bump и победа Путина // Republic. 26 декабря 2017 г. 2. Мирошниченко
А. Выпутаться из кокона. Что мы теряем, читая Facebook? // Republic. 19 января 2017 г. 3. Тюкаева
Т.И. Мирополитическое влияние глобальных СМИ в современном мире:
конструктивистский подход // Вестник МГИМО-Университета. 2017. 4 (55). С. 242– 271. DOI:
10.24833/2071-8160-2017-4-55-242-271. 4. Gilboa E., Jumbert M.G., Miklian J.,
Robinson P. Moving
media and conflict studies beyond the CNN Effect // Review of International
Studies. 2016. Vol. 42. Part 4. P. 654–672. DOI: 10.1017/S026021051600005X. 5. Livingston
S. Clarifying the CNN Effect: An Examination of Media Effects According to Type
of Military Intervention. Research Paper R-18. Joan Shorenstein Barone Center
on the Press, Politics and Public Policy. Cambridge, MA: Harvard University,
1997. P. 1–18. 6. McPhail T.L. Global Communication. Theories,
Stakeholders and Trends. Fourth Edition. John Whiley&Sons, 2014. 7. Risse T. «Let's Argue!»: Communicative Action in World
Politics // International Organization. 2000. Winter. Vol. 54. No. 1. P.
1–39. 8. Strategic
Narratives, Public Opinion and War / ed. by Beatrice De Graaf, George Dimitriu,
and Jens Ringsmose. Routledge: London and New York, 2015. [1] McPhail T.L. Global Communication. Theories, Stakeholders and Trends. Fourth
Edition. John Whiley&Sons, 2014. P. 207. [2] Тюкаева Т.И. Мирополитическое влияние глобальных СМИ в современном
мире: конструктивистский подход // Вестник МГИМО-Университета. 2017. 4 (55). С. 247; Risse T. «Let's Argue!»: Communicative Action in World Politics //
International Organization. 2000, Winter. Vol. 54. No. 1. P. 1–39. [3] Livingston S. Clarifying the CNN Effect: An Examination of Media Effects According
to Type of Military Intervention. Research Paper R-18. Joan Shorenstein Barone
Center on the Press, Politics and Public Policy. Cambridge, MA: Harvard
University, 1997. P. 3–7. [4] Freedman L. The possibilities and limits of strategic narratives // Strategic
Narratives, Public Opinion and War / ed. by Beatrice De Graaf, George Dimitriu, and
Jens Ringsmose. Routledge: London and New York, 2015. P. 29. [5] Ibid. [6] Livingston S. Clarifying the CNN Effect: An Examination of Media Effects
According to Type of Military Intervention. P. 2. [7] Ibid. P. 3. [8] Ibid. P. 6. [9] Ibid. P. 9–10. [10] Gilboa E., Jumbert M.G., Miklian J., Robinson P.
Moving media and conflict studies beyond the CNN Effect // Review of
International Studies. 2016. Vol. 42. Part 4. P. 662. [11] Ibid. P. 666–667. 12 Ibid.
P.669–670. [12] Мирошниченко А. Trump bumpи победа Путина // Republic. 26 декабря 2017 г. [13] Мирошниченко А. Выпутаться из кокона. Что мы теряем, читая
Facebook? // Republic. 19 февраля 2017 г. Публиковалось: Сборник статей по результатам VII Международной научнопрактической конференции факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова «Модели государственного и корпоративного управления: традиции и перспективы», 01-02, 16 декабря 2017 года, Москва. — Москва: Издательство «Перо», 2018. — [Электронное издание]. | ||
11.03.2021 г. | ||
Наверх |