ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Знаки времени >> На въезде в зону тотального контроля

На въезде в зону тотального контроля

Печать
17.03.2021 г.

О том, как автомобили будут поставлять информацию в систему оперативного мониторинга. И не только. 

Алексей Шалаев - На работу. Крымский вал, 2018

Большие данные” (Big Data) продолжают наступать, захватывая всё новые области нашего бытия. Например, ведётся разработка навигационно-телеметрической платформы «Автодата», которая позволит создать единую базу, аккумулирующую всю оперативную информацию по автомобилям страны. В настоящее время готовится законопроект (разработчики НП ГЛОНАСС и рабочая группа НТИ «Автонет»), который пропишет обязанности автопроизводителей по сбору информации с транспортных средств и передачи её в единую систему. Современные автомобили оборудованы устройствами, позволяющими оценивать важнейшие технические параметры в режиме реального времени. Уже сейчас такая информация в значительном объёме передаётся производителям, однако какие показатели и каким образом отслеживать, пока решают сами автоконцерны. С введением «Автодаты» всё будет регламентироваться.

Как сообщает«Коммерсант», автопроизводители будут должны «раз в минуту собирать навигационные данные (координаты, направление движения, скорость) и информацию о динамике движения (ускорения, нагрузка на ось, срабатывание систем помощи водителю (ADAS), антиблокировочной и антипробуксовочной систем, сигнализации, экстренного торможения и пр.). Раз в полчаса получать от машин информацию о состоянии фар и габаритных огней, медленно движущемся автомобиле, дорожных работах, снижении видимости, препятствиях на дороге, а также признаках усталости водителя. Такая же частота передачи предусмотрена и для данных о срабатывании индикатора ошибки двигателя, неисправности тормозной системы, износе тормозных колодок». Не реже чем раз в 15 минут все собранные данные будут передаваться в «Автодату».

Если сейчас основной массив собираемой автопроизводителями информации предназначен для оценки параметров безопасности и функциональной эффективности автомобиля, то «Автодата», судя по всему, будет использоваться как инструмент управления транспортными потоками и обеспечения безопасности дорожного движения. Задержка в 15 минут, по мысли разработчиков, достаточна, чтобы уйти обвинений, что система шпионит за машинами в режиме реального времени. Однако несомненно, что введение «Автодаты» означает выход на совершенно новый уровень прозрачности нашего бытия. 

Особенно интересным моментом является пункт об усталости водителя. Как её определить? Думается, вряд ли тут будут считаться удовлетворительными косвенные методы (например, факт пересечения разметки без включения поворотников). Скорее всего речь об оснащении автомобилей видеокамерами. Видеодатчик позволит следить за фокусировкой взгляда водителя. Однако камера есть камера, она способна увидеть и зафиксировать гораздо больше.

Изобретение автомобиля расширило жизненное пространство. Человек обзавёлся домом на колёсах. Он получил возможность переместить толику уюта и часть привычного для себя жизненного уклада практически в любое место. Это давало дополнительное ощущение защищённости. Мой дом – моя крепость. Автомобиль – это выездная часть дома, форпост в системе крепостных укреплений.

Однако сегодня идёт всестороннее проникновение в сферу приватности. Если крепость взята штурмом, и отдалённому бастиону не устоять. За нами подсматривают веб-камеры, отслеживают, что мы говорим, смартфоны. Компьютеры и «умные вещи» генерируют непрерывный поток информации о своих хозяевах и их поведении. Автомобиль закономерным образом становится очередной «умной вещью».

Прежде всего, конечно, этот поток данных используется для того, чтобы управлять нашими предпочтениями как покупателей. Узнавая нас всё лучше и лучше, можно формировать персональные предложения, от которых нам будет всё сложней отказаться. Однако вторжение в приватность не исчерпывается исключительно рекламными интересами. Есть и другая составляющая. Она восходит к пониманию человека как источника угрозы.

Свобода, которой обладает человек, – это возможность перевести внутренне во внешнее, мысли и чувства – в поступки. Современное общество всё больше усваивает концепцию, что человек, предоставленный сам себе, будет вести не так, как следует. Определенные основания для этого есть. Если раньше шла речь о воспитании человека, то есть научению его основам выработки правильных решений, то теперь с этим большие проблемы: критерии правильности размыты, образцов для подражания почти не осталось, само воспитание не укладывается в систему, ориентированную на экономические показатели. Впрочем, хотя деградация человека действительно идёт, гораздо быстрее происходит деградация доверия. Человеку больше не склонны доверить. Пожалуй, уже ни в чём.

Недоверие на поверку оказывается более технологичным. Поставил камеру – и, вроде как, снизил риск возможных инцидентов. Если водитель станет засыпать за рулём, его можно будет дистанционно разбудить или (на следующем этапе развития технологий) перехватить управление машиной и вывести автомобиль из потока. А если камера покажет что-нибудь подозрительное иного рода, то и на это можно будет среагировать.

Вообще, если человек будет себя вести подозрительно или неподобающем образом, система контроля об этом узнает. Даже если оставить за кадром такие вопросы, как – что такое подобающее поведение, кто это будет определять и на каком основании, и – другой вопрос – а почему, если мы находимся в кризисе доверия, мы должны доверять контролирующим лицам (или предполагается, что это будут не люди, а, например, искусственный интеллект?), – даже если не рассматривать эти аспекты, остаётся большая проблема: современность сужает область произвольного, бесконтрольного действия. Это означает, что человек лишается свободы. У него нет пространства, в котором он мог бы научиться ответственности за свои действия. В пределе мы приходим к тому, что человеку грозит перестать быть человеком. Если всё его поведение будет определяться лишь внешними ограничениями, внутри него будет или свалка, или пустота.

Конечно, пока мы ещё не подошли к этому вплотную, но новостная лента то и дело подкидывает свидетельства о том, что движение в данном направлении идёт. Законопроект, предусматривающий тотальный контроль над автомобилями только готовится, а скажем, закон, вводящий в юридическое пространство просветительскую деятельность (а вместе с тем и предусматривающий регулирование этой деятельности) уже прошёл третье чтение в Государственной Думе. Не надо быть пророком, чтобы предположить, что завтра мы увидим какой-нибудь новый проект по введению контроля там, где ранее его не было. Впрочем, вот, уже: Роскомнадзор хочет получать данные об абонентах, к которым сейчас имеют доступ только они сами или правоохранительные органы.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение