Графика XVIII–XIX веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля |
20.03.2021 г. | |
С 23 марта по 29 августа 2021 г. в Музее имени М. А. Врубеля (Омск) пройдёт выставка «”Приходи на меня посмотреть…” Графика XVIII–XIX веков из собрания Музея имени М. А. Врубеля». В экспозиции представлено более 20 графических работ
западноевропейских мастеров из собрания Музея имени М. А. Врубеля, отражающих
тему выдающихся женщин в искусстве. Многие из произведений демонстрируются
впервые Названием выставки послужила строка из
знаменитого стихотворения Анны Ахматовой «Приходи на меня посмотреть…». Экспозиция
представляет произведения искусства XVIII–XIX веков, в которых отражена тема,
многогранно и талантливо разработанная художниками, – образ женщины в истории и
культуре. Гравюры старых мастеров дают возможность встретиться с историями
прославленных шедевров живописи и оценить способы их воспроизведения в эпоху до
изобретения фотографии. Почти все листы, представленные на
выставке, поступили в музейное собрание в 1927–1928 годах из Ленинградского
отделения Государственного музейного фонда. Ранее они находились в крупнейших
частных собраниях России: Юсуповых, Дурново, Орловых, Воронцовых-Дашковых, а
также украшали интерьеры дворцов представителей династии Романовых. Особое место в экспозиции занимают парадные
портреты знаменитых монарших особ: Екатерины II – императрицы России, Виктории
– королевы Англии, Жозефины Лейхтенбергской – королевы Швеции и Норвегии, Марии
Лещинской – королевы Франции и Наварры. Великолепно гравированные лучшими
европейскими мастерами, отпечатанные на бумаге высшего качества, украшенные
атрибутами государственной власти, они являют образцы портретного искусства
своего времени. Музы великих художников: Сибилла Клевская,
Джованна Арагонская, Форнарина, запечатлены в гравюрах, небольших по размеру и
камерных по настроению. Эти произведения уникальны, поскольку напоминают о
прославленных шедеврах Рафаэля, его современника Себастьяно дель Пьомбо, Лукаса
Кранаха Старшего, и каждое имеет увлекательную и реальную историю. Биографии многих знатных особ, изображенных
на портретах, хорошо известны. Русские аристократки
В. А. Мусина-Пушкина, О. С. Нарышкина прочно связаны с
отечественной историей и культурой. Не всегда эти женщины обладали выдающимися
достоинствами «ума и сердца», но их красота и обаяние сохранились на гравюрах,
выполненных талантливыми мастерами XIX столетия. Небольшой раздел выставки знакомит с
жанровыми композициями, в центре которых женщина – героиня древней мифологии, персонаж
прославленного литературного произведения, прелестная девушка, попавшая в
опасную жизненную ситуацию… Среди них своим сюжетом и манерой исполнения
привлекают листы знаменитого французского мастера Жан-Пьера Жазе (1788–1871) – «Юдифь
и Олоферн» (1830) и «Эсмеральда с козочкой» (1841). Натурщицы, позировавшие для
живописных полотен, ставших основой для гравюр, нередко были знамениты.
Например, на офорте «Юдифь и Олоферн» с живописного оригинала Ораса Верне
(1789–1863) изображена его возлюбленная, самая известная натурщица и самая
красивая куртизанка Парижа Олимпия Пелиссье. Она предстает в роли Юдифи –
ветхозаветной героини, отомстившей за свой народ ассирийскому полководцу
Олоферну. Безусловный интерес зрителя вызовут
литографии Анри Греведона (1776–1860) и Ашиля Девериа (1800–1857) благодаря
высоким художественным достоинствам рисунка и ручной раскраске акварелью,
темперой, гуашью. Эти роскошные отпечатки с изображением фантазийных «портретов»
стильно одетых женщин связаны с развитием моды и появлением специальных
журналов для дам. Знаменитые и неизвестные героини, запечатленные великими художниками XVI–XIX веков и воспроизведенные в гравюрах западноевропейских мастеров XVIII–XIX столетий, и сегодня привлекают внимание посетителей музеев и коллекционеров не только внешним очарованием, но и своей судьбой.
| |
Наверх |