Фотографии и время |
Мы вовлечены в процесс архивации культуры. Прошлое возникает прямо посреди нашей обыденной жизни. Но современный человек склонен игнорировать прошлое. О развитии этого свойства свидетельствует изменение отношения к фотографиям. Довольно
распространённый вариант музейной экспозиции — это реконструкция обстановки
того или иного помещения (кабинета, гостиной и т.д.), соответствующей
определённому историческому периоду. Мы смотрим не на отдельные предметы, а как
бы заглядываем в саму (уже ушедшую) жизнь. Это интересно: пожалуй, если
отбросить поиск предпосылок сегодняшнего положения дел, весь интерес
человечества к прошлому сводится к желанию узнать, а как люди жили раньше? На
наклонной доске конторского стола лежат листки писчей бумаги, рядом стоят
чернильница с пером и пресс-папье, кажется, что человек, писавший письмо,
только что вышел и вот-вот вернётся. Сейчас в краеведческих музеях уже можно встретить комнаты,
доносящие до нас черты быта не только глубокой старины, но и конца XX-го века.
Нам предлагают посмотреть, какие вещи окружали человека на излёте советской
эпохи. Даже те, кто, как говорится, родом из СССР, с интересом рассматривают
стационарные радиоточки, телевизоры с громадными кинескопами, непременные
ковры, такую узнаваемую мебель. Узнавание — тут ключевое слово: да, я помню,
точно такая же стенка, выставляющая на показ хрусталь и чайный сервиз, была у
моих родителей, а проигрыватель и тумбочка с грампластинками составляли
существенный центр моих интересов до того, как у меня появился магнитофон... Узнавание — отклик памяти. Раздражитель (в данном случае —
музейный экспонат) побуждает наше сознание обратиться к воспоминаниям, и вдруг
оказывается, что наша память хранит картинки, весьма близкие к визуальному
ряду, созданному музеем. Возникает особое чувство личной причастности, которое
было невозможно в залах, представляющих предметы из давних эпох. Прошлое, о
котором нам рассказывается, оказывается нашим персональным прошлым, а это
значит не только, что мы причастны к истории (что может быть приятным,
поскольку тешит наше самолюбие), но что мы и есть история, по крайней мере
какой-то своей частью уже точно. История вершится прямо посреди нашей
повседневности. Мы помогаем создавать то, что было. В некий момент оно ещё есть
для нас, но исторически его уже нет. У кого-то дома ещё стоит телевизор, своей
внушительной формой напоминающий ящик (некогда так и говорили: «что там по
ящику показывают?»), он может быть даже вполне работоспособен, и именно его
громоздкая лучевая трубка визуализирует самые последние новости, но это —
мастодонт, обречённый на вымирание. Он уже сам по себе — экспонат музея,
создающий музейное пространство внутри обыкновенной квартиры. Переход повседневного бытия из жизненного мейнстрима в архивную
часть культуры обычно совершается незаметно. Мы вовлечены в перемены и
естественным образом обновляем свою жизненную среду, то следуя моде, то просто
вынужденно покупая новую вещь взамен той, что вышла из строя. Мы видим себя
всегда актуальными, адекватными настоящему, живущими здесь и сейчас, а вовсе не
какими-то хранителями музейных фондов. Но иногда нам внезапно открывается, что
мир опять изменился, а мы-то остались прежними. Этот момент замечательно подходит для того, чтобы задуматься и
оценить общее направление процесса: что на что меняется? Почему нечто выпадает
из актуальности, и что оно забирает собой; чем замещается потеря? Вот такой случай. У меня прямо перед глазами классическая картина:
на книжной полке стоят фотографии людей, о которых следует помнить. Это своего
рода сжатые пружины памяти. Когда взгляд зацепляет фотографию, пружина
распрямляется. Пробуждаются воспоминания, которые могут длиться и длиться, пока
фокус сознания не перейдёт на что-то другое. Подобная функция присуща фотографии, пожалуй, с момента её
появления, ещё с эпохи дагерротипов. Сколько фотография сопутствует человеку,
столько она участвует в интерьере: где-нибудь на стене, на полках, на столе —
под стеклом или на подставке. Порою фотография играла роль метки, закрепляющей местоположение
человека в пространстве. Приехав куда-нибудь, человек доставал из багажа
дорогую ему фотографию, находил ей место, и это означало «я теперь здесь». Мы
помним это — может быть не из своей жизни, но из фильмов, из литературы. От
фотографии к фотографии, шаг за шагом выстраивалась человеческая жизнь —
встреча с любимым человеком, свадьба, дети, фотографии ушедших родителей. Имея за плечами уже немало лет, так навыкаешь к присутствию
фотографий, что просто невозможно помыслить, что они уже в прошлом. Это та самая
часть культуры, которая как бы ещё есть и может быть легко обнаружена, но
на самом деле её присутствие в актуальном бытии исторически заканчивается. Я понял это, когда попытался найти в интернете соответствующую
иллюстрацию. Что проще: картинка книжной полки с фотографией в рамке, но не
тут-то было. По запросу «фотография девушки на книжной полке» поисковик насыпал
красавиц в окружении книг; самым точным соответствием, видимо, были безумные
ракурсы с девицами, карабкающимися на книжные стеллажи или выглядывающими из
книжного шкафа. Заменив девушек на детей, я не получил ничего принципиально
нового. Результат сохранялся даже при запросе «фотография родителей на книжной
полке». Одно из изображений было тем, которое нужно, но основной массив состоял
из фотографий книг или людей с книгами. Словно фотокарточки сговорились больше
не попадать в кадр. Секрет прост. Большинство фотографий, загруженных в интернет,
снято недавно. Более того, с каждым годом в интернет-пространстве доля
последних фотографий растёт. И самыми активными фотографами, а также теми, кто
выкладывает фотографии, являются молодые люди. В их жизни фотография занимает
немалое место, но то, что сейчас называется этим словом, имеет совсем другие
параметры; в сущности, это уже нечто иное, принципиально отличающееся от старой
доброй фотографии прошлого века. В основе семантического сдвига лежит переход к цифре, но
катализатором изменений стало совмещение функций телефона и фотоаппарата.
Человек не только подсел на непрерывную коммуникацию; вдобавок к этому он
получил возможность визуализировать любой предмет разговора. Фотографий стало
сразу не просто много, а бесконечно много. Это даже не метафора, если иметь в
виду потенциальную бесконечность. Всегда можно наделать сколько хочешь новых
снимков. Такое изобилие привело к обесценению отдельной фотографии.
Современный человек не имеет возможности выделить конкретный визуальный
образ, — у него под рукой слишком много равнозначных изображений. Более того, развитие технологий идёт в направлении всё большего
представления визуальной информации в виде актуального видеопотока. Мы можем
наблюдать, что происходит прямо сейчас. Это касается не только публичных прямых
трансляций, но и приватного общения. Через интернет можно увидеться с близким
человеком, где бы он физически ни находился. Его образ больше не нужно хранить,
поскольку он всегда доступен в актуальном режиме. Здесь много плюсов. Расстояния нас теперь не так уж разделяют. Мы
не теряем людей, их черты не расплываются в памяти, не мифологизируются, всегда
можно выйти на связь и сверить наше внутреннее восприятие того или иного
человека с реальностью. Потребности в архивации вроде как и нет. Нас окружает полнота настоящего, и объём его столь значителен, что
кажется, что настоящее и жизнь — абсолютные синонимы. Можно подумать, что мы
укоренены в сегодняшнем дне, и поскольку сегодня никогда не заканчивается, наша
жизнь также будет всё длиться и длиться. Мы будем сохранять самотождественность
беспредельно. И нет нужды думать о том, что всё меняется, что меняемся и мы. В
своей увлечённости настоящим человек забывает создавать реперные точки, ему не
на что оглядываться, нет образцов, с которыми он мог бы сопоставить своё
нынешнее состояние. И получается, что современный человек сиюминутен и
неглубок. В его структуре слишком мало личной истории, мало прошлого, а потому
ему не на что опереться в конструировании будущего. Будущее мыслится как
экстраполяция текущего состояния, продолженное настоящее. И потому он
оказывается к нему не готов, не готов к старости, ни своей, ни людей, которые
его окружают, не готов к смерти. Полки, на которых отсутствуют фотографии, таким образом, показывают
нашу неготовность жить во времени. | ||
Наверх |