ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Искусство >> Изобразительное искусство >> Путь Александра Лепетухина

Путь Александра Лепетухина

Печать
АвторПавел Герасимов  

Годы жизни хабаровского художника Александра Петровича Лепетухина: 1948-2016.

lepetuhin10.jpg

Я немного знал его, когда работал в Хабаровской семинарии, общались мы, правда, совсем чуть-чуть, к сожалению. Выставка его работ тоже была в семинарии в фойе актового зала. У него есть детские иллюстрации, разные другие работы в стиле наив, но главное, что он открыл для себя – цикл картин, посвященных проповеди Христа.

Наверное, все большие художники так или иначе писали картины на евангельские сюжеты. В основном это картины-иллюстрации. Александр Петрович пошел совершенно по другому пути. Он не только иллюстрировал новозаветные сюжеты, но и создавал новые. Его идея была – показать те события жизни Христа, которые не отражены напрямую в Евангелиях, но подразумевают их. И речь не об апокрифической литературе или церковных преданиях о земной жизни Спасителя. Речь о житейских ситуациях, которые несомненно сопровождали все 3,5 года общественной проповеди Христа.

Вот одна из его картин: «Остановка в пути». Апостолы прячутся под деревом от проливного дождя, и лишь Иисус с одним апостолом беседуют прямо под открытым небом. Конечно! Ведь не всегда же они шли, что-то говорили, кому-то проповедовали. Эти 3,5 года были наполнены самыми обычными жизненными ситуациями, сюжетами, обыденными эпизодами. Однако в этой обыденной жизни участвовали не кто-нибудь, а Христос и Его апостолы. Какими они были, эти житейские эпизоды? Самыми разными. Вот картина «Проповедь под пальмами», вот апостолы и Христос куда-то очень быстро идут, вот они сидят на берегу Галилейского моря и просто смотрят на воду, вот они греются ночью у костра…

Все эти моменты изображены очень реально, житейски, и вместе с тем благоговейно, деликатно, с большой любовью и осторожностью к тем тонким материям, которые скрываются за этими, казалось бы, вполне обычными ситуациями. Благодаря такой трактовке евангельское повествование приобретает то, к чему так стремились всегда библейские комментаторы и библейские археологи – новозаветная история становится живой и очень душевной, человечной.

Апостолы, оставаясь иконописными святыми фигурами, вдруг становятся близкими к зрителю такими же земными людьми, жившими не где-то в заоблачных высотах духовной жизни, а вот здесь, на вполне материальной земле, в рядовых условиях, в которых жили и продолжают жить тысячи и тысячи таких же, как и они, обыкновенных людей. Их духовность, святость – не в том, что «ах, они же апостолы!», а в том, что они такие же единоприродные с нами люди, но выбрали свой путь – путь со Христом – и прошли его от начала до самого завершения.

И образ Христа тоже неуловимо становится ближе к нам. Художник по-прежнему изображает Его особо, в своего рода иконописном стиле, но вместе с тем, используя технику детской иллюстрации, наивный стиль, делает это столь благородно, деликатно, тонко, что фигура Спасителя, не теряя своей величественности, неотмирности, духовности, вдруг тоже становится ближе к нам. Ведь Христос проповедовал не только на возвышенностях, Он проходил через народ, а его в Иерусалиме всегда было множество, Он общался с обычными людьми в обычных условиях, природных, погодных, житейских в хорошем смысле этого слова. Он был подлинно Человеком в самом богословском и одновременно обыденном смысле этого слова.

Эта приближенность к нам человечности Христа звучит во всех картинах, и звучит очень возвышенно, изобразительно, мягко, как писал апостол Павел: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе» (Флп.2:5). А какие были чувства Христовы? Те же, что дороги и нам: любовь, радость, мир, долготерпение, смирение, кротость, благожелательность… (Гал.5:22). О Христе так и говорили, что он «не воспрекословит, не возопиет, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф.12:19-20).

Лично мне, как библеисту, особенно дорога эта сторона картин А.П. Лепетухина. Обычно тот свет благодати, что исходит от евангельского повествования, очень ярок и, можно сказать, ослепляет читающего. Ведь действительно, новозаветный текст, как и вообще библейский, предельно сжат, сплавлен. В нем богословская, историческая, этическая составляющие спрессованы в плотную массу слов, вызывающую глубокие образы, ассоциации, размышления, переживания. Поэтому читать Писание приходится медленно, трудно, словно преодолевая препятствие. Конечно, чтение Священного Писания – Божественного Откровения – это всегда труд, и в первую очередь труд духовный. На этом тернистом пути чтения нам помогают исторические комментарии, богословские, различные иллюстрации, справочники, большое количество сопутствующей литературы. И тут картины Александра Петровича – безусловная находка, радость, ликование! Они словно слегка рассеивают этот солнечный свет благодати, который исходит от каждой страницы Евангелий, и позволяют увидеть сквозь него реальную жизнь древней Палестины.

Да и вообще все картины его – это радость и ликование. Они светлы, прозрачны, легки, наполнены мягким, ненавязчивым светом. Даже самые трудные и скорбные эпизоды евангельской истории выглядят в картинах Александра Петровича без надрыва, спокойно, достойно, уравновешено: «Спасение утопающего Петра», «Поцелуй Иуды» и др.

 

Источник изображений  

lepetuhin_.jpglepetuhin2.jpglepetuhin12.jpglepetuhin5.jpglepetuhin7.jpglepetuhin8.jpglepetuhin11.jpglepetuhin9.jpglepetuhin4.jpg

 


10.05.2021 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение