Русский лес. Шишкин и его современники |
19.06.2021 г. | |
До 1 августа 2021 г. в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева проходит выставка «Русский лес. Шишкин и его современники». Выставка погружает в удивительный мир «лесного царства», насыщенного свежим воздухом, упоительными ароматами деревьев и трав, наполненного тихим шелестом листьев. Это выставка, повествующая языком живописи и графики о многообразии родной природы. Вместе с тем, это масштабный проект, представляющий творчество одного из самых значительных художников второй половины XIX столетия — Ивана Ивановича Шишкина, прославившего своей кистью красоту русского леса. Экспозиция обширно и разнообразно представляет творчество отечественных пейзажистов второй половины XIX века. Здесь экспонируются как известные, так и редко покидающие музейные запасники произведения. Они позволяют зрителю отправиться в живописное путешествие по «русскому лесу», проследить эволюцию пейзажного жанра за полувековой период. Главное место, конечно, отведено работам одного из самых значительных художников второй половины XIX столетия – Ивана Ивановича Шишкина, прославившего своей кистью красоту русского леса. На выставке представлено около 50-ти его произведений, а также картины именитых современников – Алексея Саврасова, Федора Васильева, Виктора и Аполлинария Васнецовых, Архипа Куинджи, Михаила Клодта, Юлия Клевера, редкие и практически неизвестные широкой публике пейзажи Ольги Лагоды (супруги и ученицы Шишкина) и других художников. Всего – более 70-ти живописных и графических произведений из коллекций ведущих российских музеев – Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Радищевского музея, а также Вольской картинной галереи и частного собрания. В плеяде живописцев второй половины XIX столетия Иван Иванович Шишкин (1832–1898) занимает одно из важнейших мест. Картины мастера любимы многими поколениями, а его имя стало нарицательным. Даже далёкие от искусства люди знают как минимум одно произведение Шишкина — «Утро в сосновом лесу», тех самых «медведей». В творчестве художника есть черты, которые задевают самые тонкие струны человеческой души, вызывают яркий эмоциональный отклик. Выставка «Русский лес. Шишкин и его современники» даёт возможность проследить сложный и плодотворный путь, который прошёл мастер — уроженец крошечного городка, сын купца, вопреки всему ставший художником. Представить ранний период творчества Шишкина позволяет этюд «Лесная чаща» (1867; Третьяковская галерея). Он обладает всеми чертами законченного произведения: его отличает большой формат, композиционная целостность, скрупулезная проработка деталей, документальная точность в изображении растительного мира. «Прекрасное — есть жизнь» вслед за писателем Николаем Чернышевским словно бы провозглашает здесь художник. Он ищет красоту и гармонию в простом и привычном. Русский лес становится для него неиссякаемым источником вдохновения. К могучим соснам, изящным берёзкам тихими тропинками ведёт своего зрителя мастер, чтобы продемонстрировать красоту и величие русской природы. Со всей тщательностью Шишкин выбирал сюжеты для своих картин. Друзья вспоминали, как однажды он в одночасье освободил дерево от старых веток, дабы представить его на полотне во всей красе. На картинах художника не бывает «лишних» деталей, каждая её часть значительна и достоверно исполнена, передний и задний планы одинаково старательно прописаны. Особенно заметно это в работах, исполненных в 1870-е годы. В этот период в творчестве мастера появляется интерес к изображению сложных, изменчивых состояний природы. В картине «Вечер в сосновом лесу» (1875; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан) Шишкин наблюдает, как ложатся на землю последние лучи угасающего дня, в работе «Берёзы после бури» (1871; из той же коллекции), — демонстрирует печальный итог ненастья: разбросанные ветки, деревья, бессильно склонившиеся к земле под натиском непогоды. Середина 1870-х годов — трагический период в жизни художника. Один за другим уходят его близкие люди: сначала умирает отец, затем — талантливый ученик Фёдор Васильев, жена, сыновья. Он ещё нескоро восстановит свои душевные силы, но не оставит работу. В 1874-м мастер напишет этюд «Лесная чаща» (Радищевский музей), не совсем для себя типичный. Прежде в произведениях Шишкина всегда главенствовал рисунок, детальная проработка формы, в данном случае основным выразительным средством становится колорит. Художник использует приёмы тональной живописи: в рамках одной зелёно-коричневой гаммы добивается разнообразия оттенков. В том же году автор подарит картину основателю Радищевского музея — Алексею Боголюбову. Они были знакомы ещё со времён учебы Шишкина в Академии художеств, впоследствии вместе участвовали в деятельности Товарищества передвижников. На его первой выставке мастер представил рисунок «Лес» (1871; Радищевский музей), выполненный для картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». По мнению близкого друга художника, живописца Ивана Крамского, основу творчества Шишкина составляло точное изучение натуры, осуществляемое «учёным образом». Почти фотографическая иллюзорность сочетается здесь с богатой живописной игрой света и тени, эпическое величие мотива придаёт рисунку поистине монументальный характер. Шишкин был прекрасным рисовальщиком. Графическое наследие автора колоссально и представлено не только оригинальными работами. Шишкин — крупнейший в русском искусстве XIX столетия мастер офорта. На выставке экспонируются около двадцати его работ, исполненных в данной технике. Листы «Тайга», «Затишье», «Лесной ручей» и др. (все — Радищевский музей) привлекают своей тонкой детализацией и особой проникновенностью образов. Монохромные изображения кажутся красочными, наполненными солнечными светом и воздухом, по выразительности не уступают живописным полотнам. Шишкин с детства ощущал сопричастность жизни природы, учил любить её и «глубже чувствовать». В его лучших работах заметно поэтическое, а иногда и романтически-взволнованное переживание натуры. Картины, созданные в 1880-е — 1890-е годы, — «Пасека» (1882; Третьяковская галерея), «В лесу» (1880-е; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Обрыв» (1893; из той же коллекции) — отчётливо демонстрируют любовное отношение автора ко всем проявлениям жизни природы. До последних дней жизни Шишкин много и плодотворно работал, принимал активное участие в выставках Товарищества. С передвижниками его сближали реалистическая направленность творчества, общие просветительские задачи, но между ними существовало и важное отличие: мастеру не было свойственно критическое отношение к действительности. Шишкин — художник жизнерадостный, его творчество несёт в себе огромный позитивный заряд. «Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров... Что может быть лучше природы», — утверждал он. Сколько полнокровного восприятия жизни в его поздних работах — «На даче» (1894; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Полянка» (1897; из той же коллекции). Наполненные светом и воздухом, они передают радостное ощущение, которое возникает при общении с природой. Историк искусств Адриан Прахов точно подметил: «Шишкин влюблён во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травинки и как любящий сын передаёт в этой дорогой ему стихии лесов всё... до последней мелочи, с умением истинно классическим». Мы приглашаем всех любителей искусства разделить с художником это чувство восторга и полноты бытия на выставке «Русский лес. Шишкин и его современники». Интерес художников к национальному ландшафту формировался под влиянием масштабных перемен, которые происходили в обществе в середине — второй половине XIX века. С восторгом первооткрывателей смотрели живописцы на русскую природу, искали в ней характерные черты, в её изучение вкладывали немало энергии. В этот период, по словам Виктора Васнецова, все творческие силы «были устремлены к развитию своего, родного искусства». Важнейшая роль в данном процессе принадлежала Товариществу передвижников — первому демократическому художественному объединению. Большая часть авторов, представленных на выставке, была связана с Товариществом и следовала его высоким просветительским идеалам, прежде всего — «служению на благо дорогой родине». Главным источником вдохновения для живописцев становилась окружающая действительность, а её правдивое отражение являлось важным условием художественного метода. Поэтическое переживание мотива было свойственно творчеству Павла Джогина. В работе «Вечерний закат на реке» (1879; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан) ему удалось передать чувство умиротворения, неспешного течения жизни. Несколько идеализированные картины автора современники сравнивали с романтическими полотнами Ивана Айвазовского и Льва Лагорио. Последний представлен на выставке картиной «В чаще леса» (1871; Третьяковская галерея). Работы этого талантливого живописца, прославившегося своими морскими пейзажами, произвели на молодого Шишкина большое впечатление. Стремлением к глубокому постижению жизни природы было отмечено творчество Фёдора Васильева. Его картины отличались натурной достоверностью и особой проникновенностью образов. В небольшом по размеру этюде «Деревья» (1869–1871; Радищевский музей) художник сумел передать ощущение яркого солнечного света, что свидетельствовало об освоении им новейших приёмов пленэрной живописи. Васильев развивал лирическую линию в отечественной пейзажной школе, но её родоначальником являлся Алексей Саврасов. Его картина «Лес в инее» (конец 1880-х—1890-е; Третьяковская галерея) была написана в поздний период жизни, но сохранила черты, присущие работам, созданным в пору творческого расцвета, в 1870-е годы: музыкальность, эмоциональное свето- и цветовосприятие, страдальческие интонации. Саврасов стал первым русским художником, открывшим красоту родного леса. Признанным мастером пейзажа-картины стал Михаил Клодт. Его работа «Лесная даль в полдень» (1876; Третьяковская галерея) привлекает своими большими размерами, почти натуралистической манерой письма. В отличие от Саврасова, который передаёт изменчивые, сложные состояния природы, созвучные человеческим чувствам, Клодт стремится к объективности в передаче натуры и создаёт типический образ русской природы — могучей и величественной. В его работе сочетаются грандиозность и одновременно простота образа. Ефим Волков — автор картины «Ранний снег» (1883; Третьяковская галерея) — вошёл в историю русского искусства как художник, открывший красоту северного пейзажа. Он обучался в мастерской Шишкина, следуя рекомендациям учителя, «старался понять природу, раскрыть характер натуры». Подобно Клодту, Волков тяготел к созданию эпических образов русского леса. В 1870-е — 1880-е годы художники стремились выразить непосредственное ощущение природы, их интересовали самые, на первый взгляд, незначительные проявления её жизни. Главной темой в творчестве ученицы и супруги Шишкина — Ольги Лагоды — стали цветы и травы. Картины художницы, реалистически убедительные, передают богатство и разнообразие растительных форм («Девочка в траве», 1880; Третьяковская галерея). В последующие десятилетия творческие искания живописцев способствовали постепенному обновлению художественного языка. Знаменитый своими картинами на тему из русской народной поэзии, Виктор Васнецов обогатил пейзажный жанр сказочными сюжетами. Его этюды — «Опушка елового леса» (1880-е) и «Пейзаж под Абрамцевым» (1881) из коллекции Третьяковской галереи — имеют небольшие размеры, но, подобно картинам Шишкина, Клодта, представляют поистине величественные образы русского леса. Художник ставит своей целью передать настроение природы, а не конкретные её черты. Пейзажи Васнецова написаны широко и свободно и выделяются характерной декоративностью колорита. Смелые контрастные цветовые сочетания, акцентированно-эмоциональное переживание мотива было свойственно творчеству Архипа Куинджи. Он являлся родоначальником «романтизирующего» пейзажа, основанного на «реалистическом восприятии мира, но преображённого творческой индивидуальностью мастера». Работа «В Крыму» (1900–1905; Радищевский музей) — не точный портрет природы, каким его понимали художники-передвижники в 1860–1870-е годы, а обобщённый романтический образ леса, грозовой ночи. Творческие искания Куинджи во многом предвосхитили достижения художников начала XX столетия. Пейзажный жанр в русском искусстве во второй половине XIX века развивался стремительно и в этот период представлял собой значительное художественное явление. Первые попытки живописцев разглядеть в русской природе самобытную красоту довольно быстро привели к большим творческим открытиям. Образы, созданные лучшими пейзажистами, выражали духовные волнения эпохи. Художники учили современников понимать и любить родную природу. Этому же должны научиться потомки...
| |
Наверх |