Академики |
21.06.2021 г. | |
В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств до 15 августа 2021 г. проходит выставка «Академики». Данная выставка являет этапом своеобразного музейного проекта, организованного в рамках юбилейной программы «Территория искусства» к 60-летию образования музея – фестиваля мемориальных коллекций художников Ставрополья. В этот раз зрителям предлагается показ произведений художников из фонда музея, получивших академическое образование и учившихся в Академии художеств, с именами которых тесно связана как история развития музея, так и история художественного процесса в Ставропольском крае. Это заслуженные художники России Герасим Артёмович Киракозов (1928-2014), Евгений Фёдорович Биценко (1930-2020), члены Ставропольской организации Союза художников Михаил Пантелеевич Толстиков (1915-2000), Виктор Семёнович Дибров (1930-2011). В музее находится около двухсот работ этих мастеров, поступивших в разное время в музейное собрание, в том числе благодаря передаче в дар от самих авторов или членов их семей. Через год исполнится 265 лет со дня основания в России Академии художеств, которая играла и играет огромную роль в развитии отечественной культуры, в том числе выполняя одну из основных задач – получение художественного образования. Как известно, в состав Академии художеств входит одно из самых престижных учебных заведений – институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге (Ленинграде). До середины 1950-х годов прошлого века в Ставрополе было известно только одно имя художника-академиста В.И. Смирнова, прибывшего в наш город в 1873 году и оставшегося здесь на постоянное место жительства. И только в 1956, 1957 г.г. на Ставрополье прибывают выпускники ЛИЖСА им. И. Репина – Е.Ф. Биценко и Г.А. Киракозов, которые сразу активно включаются в художественную жизнь и выставочную деятельность. Путь к практической работе художников-профессионалов был длительным, оба начали его в 1944-1945 годах, поступив и закончив сначала художественные училища в Рязани, Краснодаре, а потом 6 лет учёбы в Академии. Удивительно стремление, уже казалось бы, получивших среднее профессиональное образование художников к дальнейшей учёбе. Но, видимо, стоило и дальше овладевать рисунком, композицией, живописью у первых руководителей персональных мастерскихпосле восстановленной системы их работы, у профессоров И.П. Степашкина (Е.Ф. Биценко), Р.Р. Френца (Г.А. Киракозов). В эту же плеяду руководителей мастерских Академии входил и профессор живописи А.А. Осьмёркин у которого учился в 1936-1940 г.г. один из старейших художников Ставропольского Союза художников М.П. Толстиков, поступивший в Академию художеств сразу после окончания с отличием литографско-художественного техникума в Москве. Сельский паренёк из ставропольского степного села Кугульта пройдёт серьёзные испытания после четырёх лет обучения у видного мастера живописи, так и не сумев пройти процедуру восстановления обучения после несправедливо проведённых шести лет в трудовом лагере. К счастью, Михаил Пантелеевич сумел стойко пережить все эти несправедливые трудности и создать очень оптимистические работы, которые представлены на выставке. Работ Виктора Семёновича Диброва, к сожалению, в музейной коллекции немного, но в его творческой судьбе весьма интересен тот факт, что он ещё мальчишкой начал увлекаться рисованием. Жил и учился во время войны в школе пос. Прохладного Кабардино-Балкарии и каким-то образом узнал, что в Самарканде в эвакуации находится часть живописного факультета Всероссийской Академии художеств. Как он добрался до этого среднеазиатского города вообразить трудно, но в Академию он поступил. Но, к сожалению, почти сразу факультет начал уезжать назад в Ленинград, ехать вновь испечённому студенту в этот город в зиму было просто нереально. Правда, всех желающих перевели в Ташкентский театральный институт на театрально-декорационное отделение. Виктор Семёнович успешно закончил его в 1951 году. Впоследствии ему посчастливилось продолжить обучение в мастерской Академии художеств народного художника РСФСР, академика Г.Г. Нисского, одного из основоположников сурового стиля советской живописи 50-60-х годов прошлого века. У зрителей есть возможность увидеть особенности академической художественной школы представляемых авторов в ретроспективе созданных ими произведений от 60-х до 90-х годов XX века.
| |
Наверх |