Филология и богословие – ancilla или amica? |
К вопросу о взаимоотношениях отраслей наук
Современные
ученые рассматривают христианское богословие «как попытку христианского
сообщества теоретически прояснить и осмыслить свое знание о Боге, мире и человеке»[1]. Это
теоретическое осмысление в европейской истории осуществлялось с помощью
философии и оформлялось в виде различных систем христианского знания. Поэтому
традиционно под богословием понималось «систематическое изложение христианской
веры или религии…»[2].
В
широком смысле богословие есть ни что иное, как оставленные нам Церковью
тексты: Священное Писание (Ветхий и Новый Завет) и Священное Предание
(святоотеческие труды, акты соборов, каноны, богослужебные тексты, жития), а
также связанные с ними другие тексты: апокрифы, хроники, летописи, предания и
другие источники. Академическое богословие изучает эти тексты, практическое
богословие использует эти тексты во время богослужений или само создает новые
тексты: проповеди, молитвы, жития, богослужебные последования. В современной
культуре научного мышления важным аспектом является возможность фиксации
богословской мысли. Тот факт, что христианское богословие оставило нам не
только изустное предание, но и множество письменно зафиксированных текстов,
позволяет нам изучать богословие различных эпох, составлять схемы развития
богословской мысли, говорить о единстве или отличии богословия Древней Церкви
от современного. В любом случае богословы имеют дело с разного рода текстами. Следовательно,
мы можем представить христианское богословие как своего рода единый
многосоставный текст или метатекст. Имея
дело с текстами, богослов должен хорошо понимать, как устроен текст, как он
функционирует, создается, каковы правила его анализа и интерпретации. Но в
какой области знаний лежат эти компетенции? Какая наука изучает текст как
таковой? Это, конечно, филология. Богослов лишь пользуется текстом, как
фиксирующим Откровение материалом. А вот текст как таковой является предметом
изучения филологии. И если икона – это богословие в красках, то собственно
богословие – это богословие в слове, богословие как «высказывание Церкви на
культурном языке»[3].
Неслучайно в настоящее время в области православного богословия активно
высказываются люди с филологическим образованием: А.С. Десницкий,
О.А. Седакова, М.Г. Селезнёв, В.М. Кириллин, протоиерей Леонид
Грилихес. Поэтому богослову просто необходимо обладать рядом чисто филологических
компетенций. Неслучайно в традиционном семинарском образовании учеба начиналась
именно с филологических классов, где изучались языки, риторика, формировались
основы речи, анализировались чужие и создавались собственные, пока еще учебные,
тексты. И
действительно, в области изучения текста филология сделала очень многое. Мы
знаем, как устроен текст, как отличить текст от не-текста, каковы критерии
качественного текста, какую роль в тексте имеют сюжетные линии, образ автора,
как можно интерпретировать текст, а как этого делать нельзя. Еще О.Э. Мандельштам
говорил о необходимости «…научить всех грамотных читателей читать Пушкина так,
как он написан, а не так, как того требуют их душевные потребности и позволяют
их умственные способности»[4].
Огромное количество литературы посвящено структурному, когнитивному,
текстологическому анализам текста, соотношению текста и контекста и т.п. И
современное богословие многое и давно берет у филологии. Так, например, в
библеистике имеется отдельный раздел «Текстология», практикуется использование
частотных словарей, не говоря уже о номерах Стронга. Если
необходимость филологии для богословия не вызывает сомнений, то иногда в
дискуссиях всплывает вопрос: а зачем нужно богословие филологам? Зачем
познавшим тонкости строения текста знание богословских доктрин, когда сам текст
перед ними? Ответ на этот вопрос простой: взаимодействие различных отраслей
наук обогащает каждую отрасль и науку в целом. Самые интересные научные прорывы
осуществляются на стыке наук. Невозможно грамотно анализировать текст, не желая
знать, какое мировоззрение было в голове его создателя. Конечно, всегда есть
повод попревозноситься над ближним. Но мне лично паритетные, равноуважительные
отношения нравятся больше. Они продуктивнее. В поэзии, например, давно
используются естественнонаучные термины и образы: абсолютный ноль, духовный вакуум,
взаимное тяготение, положительный заряд и т.п. А уж как иногда филологи любят
козырнуть цитатой из Священного Писания! Правда, ударения ставят порой совершенно
невозможные. Так что богословие и теология, как и любое знание, только обогатят
исследователя. Все
же кем приходятся друг другу филология и богословие? Этот вопрос нужно
рассматривать в историческом контексте[5]. История
отношений между религией и наукой позволяет выделить два образца. Первый связан
с субординатистской концепцией, вскользь изложенной преподобным Иоанном
Дамаскиным («Подобает же и царице пользоваться услугами служанок») и
афористично сформулированной Фомой Аквинским: философия – служанка богословия. До
открытия Коперника стандарты правомерности теоретического знания задавала
теология, и потому наука пыталась встроить свои открытия в систему
теологического знания. Второй
образец возник в ходе научной революции XVI–
XVII вв.
Это автономные отношения, где каждая наука занимается своими объектами
исследования и использует собственную теоретическую аксиоматику и методологию. Право
науки, в первую очередь естественных наук, обладать истиной было получено в
результате долгой и упорной борьбы. Многие научные открытия тех веков встречали
в первую очередь сопротивление в среде теологов. Речь, конечно, идет в основном
об истории западной науки, но и в России в XVIII веке
М.В. Ломоносов, совершивший открывший открытие мирового масштаба – наличие
атмосферы на Венере, – был вынужден, защищаясь от обвинений в ереси, окончание
своей научной работы посвятить
богословской апологетике, где и высказал знаменитые слова о том, что Бог дал
человеку две книги[6].
Отголоском этой борьбы является явное сопротивление научной среды проникновению
теологических идей, методов, представлений. В
настоящее время отношения между наукой и теологией продолжают оставаться в
рамках второго образца отношений, хотя налицо явные попытки формирования
третьего варианта отношений, когда теология будет находиться в субординации у
светских наук. Это во многом связано с утвердившейся культурой научного
мышления, когда правом на истину обладает только наука, а ученые стали своего
рода новой жреческой кастой. Кроме того, сами теологи до сих пор не определили
свое отношение к теологии, является она наукой, или нет. Как в западной
теологии, так и в отечественной богословской среде нет единого мнения на этот
счет. Тем не менее, такое сопоставление теоретической аксиоматики светских и
богословских наук должно помочь богословию отчетливее сформулировать
устоявшиеся подходы, методы, приемы в богословских исследования. Причем это
касается не только академической богословской науки, но и практического
пастырского богословия, так как ни теория без практики, ни практика без теории
невозможны. Что
можно сказать в заключение? В науке есть такой принцип: обнаружил проблему –
решай ее сам. Когда я преподавал в Хабаровской духовной семинарии, мы в учебный
план внесли дисциплину «Анализ текста», цель которой – научить семинариста
понимать чужие тексты и создавать собственные тексты. Дисциплина читалась на
первом курсе полгода и давала хорошие результаты. Сейчас есть множество хорошей
литературы, полезной для ознакомления при изучении богословских наук. Я лично
порекомендовал бы следующие работы, которые и сам в свое время прочел по
рекомендации преподавателей: 1. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.:
Флинта; Наука, 2000; 2. Фуксон
Л.Ю. Чтение. Москва-Берлин, 2014; 3. Солодилова
И.А. Смысл художественного текста. Оренбург, 2004; 4. Тюпа В.Н. Анализ художественного текста. М., 2009.
P.S. Эта заметка родилась из небольшой дискуссии в фейсбуке после моего поста, посвященного дню филолога. Прочесть «как всё было» можно здесь: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3387331721312872&id=100001082334688 Публиковалось: ж-л "Встреча", №1 (41), 2021, Стр. 7-9 [1] Кимелев Ю.А.
Философия религии: Систематический очерк. М., 1998, с.322. [2] Макарий
(Булгаков), митр. Введение в православное догматическое богословие. Тутаев,
1999, с.3. [3] Реплика
А.И. Шмаиной-Великановой, см.: «Богословие XXI века: что впереди?»:
Материалы третьего раунда круглых столов богословского проекта интернет-журнала
«Гефтер» (http://gefter.ru/archive/17804). [4] Мандельштам О.Э.
Выпад / В кн.: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 4 тт. М., 1993. Том
2, с.409 (https://rvb.ru/20vek/mandelstam/01text/vol_2/03prose/2_219.htm). [5]См.: Кимелев Ю.А.,
Полякова Н.Л. Философия и наука. От Анаксимандра до Коперника. М., 2009. –
212 с. (подробно); Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М.,
1998. – 424 с. (кратко). [6] Ломоносов М.В.
Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской императорской
Академии Наук майя 26 дня 1761 года / Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений
/ АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. Т.2: Труды по физике, астрономии и
приборостроению, 1744—1765 гг. — М.; Л.: АН СССР, 1955. — С. 361—376. | ||
Наверх |