Иван Шультце. Архитектура света |
26.08.2021 г. | |
До 10 октября 2021 г. в Музее пейзажа ( г. Плёс, Ивановская обл.) проходит выставка работ яркого представителя первой волны русской эмиграции 1920-х гг., художника-люминиста Ивана Федоровича Шультце (1874–1939). Русская школа люминизма (от лат. lumen – свет) сложилась на фоне художественной критики последней трети XIX в., акцентировавшей внимание на социальной ангажированности искусства – преобладании сюжета над техникой, превращении живописи в средство революционной борьбы. Люминизм же, напротив, отличает отсутствие повествовательной линии, отрицание стаффажа, дробности быта и излишней детализации, отвлекающих от непосредственного восприятия искусства, поэтому главным жанром здесь становится пейзаж. Живописи люминистов свойственны контрастные цветовые сочетания, предвосхитившие эксперименты русских авангардистов. Наиболее выдающимися художниками этого направления стали Архип Куинджи, Михаил Алисов, Николай Дубовской, Константин Крыжицкий. Последний сформировал вокруг себя круг талантливых учеников, среди которых были Великая Княжна Ольга Александровна Романова и один из главных художников-экспериментаторов в области цвета и света – Иван Шультце. Картины Ивана Шультце получили широкое общественное признание и имели грандиозный успех на выставках в России и за рубежом. Наполненные светом пейзажи коллекционировали члены царской династии Романовых и семьи Фаберже, а репродукции печатались на многочисленных открытках наравне с произведениями ведущих отечественных мастеров - Шишкина, Репина, Айвазовского. В период эмиграции художник быстро завоевал любовь французской публики и критики. Его первая персональная выставка состоялась 23 ноября 1922 г. в «GalleriesGérardFrères». В дальнейшем художник выставлялся в Англии, Канаде и Америке, а критики описывали пейзажи Шультце как настоящую сенсацию в области реалистической живописи. Несмотря на влияние европейского импрессионизма и постимпрессионизма, а также довольно естественное вхождение в западный контекст и коммерческий успех, Шультце оставался сугубо русским художником. С одной стороны, он стремился сделать пейзаж величественным и просторным, с другой – уютным и соизмеримым человеку. В этом смысле художник продолжал линию отечественного пейзажа конца XIX в. Настоящая выставка нацелена на то, чтобы продемонстрировать эту тесную взаимосвязь, а отдельной ее главой станет сопоставление творческих методов И. Шультце и И. Левитана. В экспозицию войдет около пятидесяти живописных произведений: арктические пейзажи, связанные с путешествиями на Шпицберген; горные виды; осенние пейзажи-прогулки; красочные виды Средиземноморья и морские ноктюрны, а также произведения И. Левитана.
| |
Наверх |