17.11.2010 по Филевской
линии Московского метрополитена начал курсировать поезд «Поэзия в метро». На
церемонии пуска поезда первый заместитель начальника метрополитена Игорь
Ермоленко заявил, что данный «уникальный проект» «призван знакомить пассажиров метро с лучшими
поэтами разных стран мира. Он станет
логическим продолжением ранее реализованных культурных проектов в Московском
метрополитене – поездов «Акварель» и «Читающая Москва».»
Карло Леви "Портрет Пабло Неруды", 1951
Однако пока география «поэзии в метро» ограничена Республикой Чили. Проект осуществлён при поддержке чилийского посольства. Официально говорится
о предоставлении посольством текстов и фотографий; имеет ли
место финансовое участие чилийской стороны, не сообщается. Однако, инициатива чилийцев очевидна – в этом году Республика Чили отмечает своё 200-летие.
Суть проекта проста. В четырёх вагонах состава «Русич» размещены крупноформатные стикеры с биографиями и фотографиями пяти чилийских поэтов (Пабло Неруды,
Габриэлы Мистраль, Гонсало Рохаса, Висенте Уидобро и Никанора Пары), а также фрагментами их стихотворений в оригинале и переводах.
Окультуривание метрополитена – это замечательная традиция. Когда пассажир вместо того, чтобы в очередной раз подвергать себя рекламной атаке, попадает в такой вот
культурный оазис, у него что-то происходит в душе. По крайней мере, он замечает её существование: раз душа откликается, значит, она существует. Ещё не всё выгорело в огне нашей прагматичной реальности.
Чилийцы молодцы. Скорее всего, идея запустить собственный «чилийский» поезд у них возникла после
знакомство с «Читающей Москвой». «Читающая Москва» - это прекрасно, однако полнота формы часто становится резервацией для содержания. Собрав всю русскую литературу в один состав, мы исчерпали тему. И вряд ли русской культуре удастся отбить у рекламы ещё хоть один поезд. Теперь
москвичи и гости столицы будут просвещаться за счёт иноязычных культур. Дай Бог, чтобы у кого-то хватило решимости
возмещать
финансовые потери от неразмещённой рекламы в новых составах.
Интересно также, а проводит ли наша страна подобные акции по пропаганде русской культуры за рубежом? Или всё сводится к вывозу паразитирующих на теле российской культуры деятелей современного «искусства»?
Диего Ривера "Доиспанская Америка" (Для обложки книги Пабло Неруды "Всеобщая песнь"), 1950