Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924 |
12.09.2021 г. | |
С 16 сентября 2021 г. по 16 января 2022 г. в Музее русского импрессионизма (Москва) пройдёт выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924». Организаторы выставочного проекта задались целью представить образ русского искусства, каким его увидели американцы 100 лет тому назад. В 1924 году в США состоялась Выставка русского искусства, на которой было представлено более 1000 работ. Тогда выставка открылась на одной из самых престижных площадок Нью-Йорка — в Большом Центральном дворце в центре Манхэттена, после чего посетила ещё двадцать городов США и Канады. Экспозиция позволила дать уникальный срез русского искусства первой четверти XX века. Выставка предполагала продажу работ, и художники старались отправить на неё лучшие свои произведения. Было продано более 90 работ на сумму 50 000 долларов. Среди покупателей были дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов. Со временем работы, участвовавшие в той выставке, рассеялись по разным странам. Нынешний выставочный проект собрал более 70 из них. Поиск работ занял у кураторов больше года. Искусствоведам удалось установить судьбу нескольких сотен произведений, некоторые из них заново открыты для зрителей. В экспозицию войдут работы Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и других художников из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, коллекций Виктора Шкулёва, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева и других. Подтвердить участие того или иного полотна в американской выставке помогли сотни архивных документов, каталогов аукционных торгов, консультации с музейными хранителями, а также переговоры с коллекционерами и сотрудниками аукционных домов. Среди таких открытий «Старый балет» Константина Сомова из частного собрания, обнаруженный на одном из американских аукционов. Изучение этикеток на оборотах картин и каталожных номеров позволило подтвердить участие в выставке работ «Августовский вечер» Константина Юона, «Чайки» Аркадия Рылова, «После Куликовской битвы» Валентина Серова и ещё ряда произведений. Значительную роль в подготовке проекта «Другие берега… » сыграли также газеты и журналы двадцатых годов прошлого века. Порой именно рецензии и отзывы в прессе помогали искусствоведам атрибутировать произведение. Так было, например, с картинами «Жёлтое лицо» Кузьмы Петрова-Водкина и «Вечер на Чёрном море» Григория Бобровского. В Музее русского импрессионизма будут представлены две работы из собрания Галереи Альбертина в Вене: «Офицерский парикмахер» Михаила Ларионова и «Виолончель» Василия Шухаева. Продолжит тему исследования выставочный проект «Гипотезы». На третьем этаже музея расположатся работы Виктора и Аполлинария Васнецовых, Станислава Жуковского, Бориса Кустодиева и других художников, участие которых в заокеанской эпопее по-прежнему остается под вопросом. Посетители смогут узнать о судьбах картин и изучить аргументы за и против их демонстрации на выставке в США. Обе экспозиции позволят представить, как могла выглядеть выставка в Нью-Йорке в 1924 году. Помимо живописных полотен гости музея увидят графические работы, предметы декоративно-прикладного искусства, книжные иллюстрации и архивные фотографии.
| |
Наверх |