Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина |
25.09.2021 г. | |
С 30 сентября 2021 г. до 6 февраля 2022 г. в Государственной Третьяковской галерее (Москва) будет проходить выставка "Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина". Выставочный проект посвящен одному из самых светлых и гармоничных мастеров эпохи романтизма — Алексею Гавриловичу Венецианову (1780–1847). На выставке будут представлены более 80 произведений и графики из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Тверской картинной галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея и других музеев РФ. Во времена крепостного права Алексей Венецианов открыл в русском крестьянстве и скромном пейзаже тверской земли особый мир, достойный глубокого уважения и любви, таящий в себе источник художественного вдохновения и эстетических переживаний. Одержимый идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную школу, ставшую ярким явлением в культурной жизни России. Поэтому наряду с произведениями мастера, в экспозиции представлен ряд работ его учеников — Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Федора Славянского, Григория Сороки и других. Собранные из разных музеев, они позволят зрителю увидеть, с какой классической ясностью и романтической одухотворенностью художники раскрывали душевную красоту и достоинство русского человека из народной среды — от обаятельных портретов детей и юных девушек до реалистических образов стариков и старух, носителей опыта и мудрости. Творчество Венецианова и «венециановцев» хорошо известно и любимо, многие работы постоянно экспонируются в музейном пространстве. Однако ракурс восприятия, заданный категориями «пространство», «свет» и «тишина», выявляет и акцентирует важные смыслы и художественные качества представленных произведений. Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. В них на основе натурных впечатлений моделируется возвышенный мир крестьянских трудов, мир бытия, а не быта, созвучный народной песенной традиции, в которой мать-земля и женское материнство органично увязывалось с образом Богородицы, образуя магическую триаду. Законы перспективы, как важного инструмента для правдивой передачи натуры, особенно волновали Венецианова. И не случайно одним из художественных открытий его учеников явилось изображение интерьеров. Создаваемые в качестве учебных заданий, многие из них стали подлинными жемчужинами отечественной живописи. Наполненные светом и воздухом, проникнутые неспешным ритмом протекавшей в них жизни, они соединили в себе поэзию и правду, бытовую конкретность и дух ампирной эпохи. Особое место в экспозиции уделено образам «русской Венеры», созданным Венециановым на волне увлечения античностью и преклонением перед природной женской красотой простых крестьянок.
| |
Наверх |