Последнее достижение современного искусства |
29.09.2021 г. | ||
Датский художник-концептуалист Йенс Хаанинг (Jens Haaning) довёл идею современного искусства если не до конца, то явно до некоего семантического рубежа. Музей Кунстен (Kunsten Museum of Modern Art) из города Ольборга (Aalborg), расположенного на севере Дании, заказал ему репликацию его прошлого арт-проекта. Проект назывался «Средний годовой доход в Дании» (2021). Суть проекта заключалась в том, что в рамочку под стекло были помещены реальные деньги – бумажные купюры на сумму 338122 датских крон. Такая, довольно прямолинейная визуализация среднего годового дохода датчанина. Сие произведение находится в галерее Sabsay в Копенгагене. По соседству есть и другое – «Средний годовой доход в Австрии» (2007), представляющее 25 702 евро. По текущему курсу это всего лишь 191223 датских кроны. Поэтому каждый может убедиться, насколько в Дании жить лучше, чем в Австрии. Ольборгский музей решил не уступать столичной галерее и заиметь свой вариант «Среднего годового дохода». Для чего Хаанингу были вручены средства – 534 тысячи датских крон. Этого должно было хватить и на «Данию», и на «Австрию». Но художник не захотел повторять свою работу. Музей Кунстен получил две рамочки под стеклом, но – совершенно пустые. Деньги же художник оставил себе. Изъятие у музея денег он назвал художественным произведением, которому дал название «Бери деньги и беги». Это, конечно, аллюзия: «Take the Money And Run» – название известной криминальной комедии Вуди Аллена 1969 года. Музей чувствует себя одураченным. Выставить пустые рамочки с описанием концепта нового произведения Йенса Хаанинга он пока не решается. Безусловно, есть вариант вернуть деньги по суду. Но это будет своеобразным актом самоотрицания. Музей тем самым будет доказывать, что современное искусство должно иметь хоть какие-то границы, тогда как в настоящее время утверждается право художника переводить в сферу искусства любое наполнение бытия. Отказываясь считать «Бери деньги и беги» полноценным художественным высказыванием, музей выступит против собственного содержания. Жест Хаанинга интересен ещё и тем, что непосредственным образом показывает, что нарратив современного искусства (та история, которую оно рассказывает) сводится к деньгам. Подлинная суть произведения – это деньги, которые художник может получить со своего искусства. Все другие смыслы – вторичны. Маски сорваны, правда обнажена. | ||
Наверх |