Выставка произведений Андрея Захарова |
11.11.2021 г. | |
До 5 декабря 2021 г. в Областном выставочном центре (г. Орел) проходит персональная художественная выставка произведений Заслуженного художника России, Академика Российской академии художеств Андрея Аркадьевича Захарова. Андрей Аркадьевич родился в 1967 году. С пяти лет начал ходить в художественную школу. В 1981 году Андрей Аркадьевич поступил в Федоскинскую школу миниатюрной живописи, а затем в Ярославское художественное училище, которое закончил в 1987 году. С 1991 года пейзажист активно участвует в различных республиканских и международных выставках. В 2016 году окончил Санкт-Петербургский Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Творчество Андрея Захарова, прежде всего, поражает цельностью мировосприятия художника. Круг вкусов, пристрастий, интересов очень определён и ясно прослеживается в его работах. Мастер влюблен в пейзаж, который тонко чувствует и понимает. Андрей много путешествует и география его творческих поездок широка и разнообразна. За последние десять лет неоднократно бывает на Русском севере, который особенно любит. На Беломорье, в Карелии, республике Коми и Холмогорах, среди нетронутой природы, он написал возможно лучшие свои, на сегодняшний день, произведения. Андрей Захаров обладает удивительной интуицией и восприимчивостью, способностью постижения уроков больших мастеров. Несомненно, что на него оказали влияние такие известные и авторитетные художники как Вячеслав Забелин, братья Сергей и Алексей Ткачевы, Владимир Стожаров. Важным этапом становится для Андрея и знаменитая Академическая дача, которая собирает мастеров отечественной пейзажной живописи разных поколений. Здесь Андрей обретает не только наставников, но друзей — единомышленников среди которых такие же одержимые творчеством мастера – Григорий Чайников, Евгений Ромашко, Николай Давыдов, Дмитрий Белюкин, с которыми его роднит трепетное отношение к природе и верность национальным традициям реалистического искусства. Мастер цветовых отношений, Андрей Захаров выстраивает свою живопись на тончайших колористических решениях, но при этом композиционно мыслит большими массами, что придаёт его работам монументальное, и порой даже эпическое звучание, а особое экспрессивное движение кисти художника создаёт богатство фактуры, заставляет холст вибрировать от света и цвета. Непроизвольно вспоминаешь пейзажи Клода Моне, Поля Сезанна, Винсента ван Гога, наполненные жизнью, напоенные светом, цветом и воздухом. С творчеством великих импрессионистов и постимпрессионистов Андрей Захаров находится в несомненной связи и свободном диалоге: пристрастие мастера к работе с натуры, фактурный, открытый мазок, смелое обращение с цветом, внимание к световоздушной среде, сосредоточенность на передаче состояния природы, а главное — собственных эмоций в момент письма. Если присмотреться внимательнее, то очевидна генетическая, неразрывная преемственность живописи мастера с отечественной школой пейзажа, проявившаяся не только в ярко выраженной «национальной» тематике его картин, но и в предпочтении непритязательных, обыденных видов, которые в реальности не привлекут внимание. Только истинный Художник способен увидеть, передать и донести до зрителя их сокровенную красоту. Однако главная сила и уникальность Захарова-пейзажиста — в способности заставить зрителя забыть об исторических, стилистических параллелях, а просто наслаждаться живописью как сплавом виртуозного мастерства и искренних чувств. Феномен Захарова — в мощной, подвижной, буквально бьющей за пределы его полотен эмоциональной, внутренней энергии, главная составляющая которой — неподдельный и по-детски радостный интерес и любовь ко всему увиденному и создаваемому художником. Именно честность и сила эмоций автора делают живопись Захарова такой притягательной и завораживающей для зрителя. Даже явные параллели мотива с картиной Исаака Левитана «Март», повторяющиеся сразу в нескольких полотнах Захарова, не вызывают раздражения вторичностью. Наоборот, радуют свежестью художнического переживания и технического исполнения. Просто шел себе художник с мольбертом в хороший весенний день, увидел и стремительно написал залитый солнцем снег, лошадь, дровни, избы. Так написал, что от полотна веет весенней свежестью, запахом тающего снега, просыпающейся земли и радостью художника от того, что он видит и делает. Предельная эмоциональная открытость, оптимистическое восприятие мира, изменчивость настроения, отличающие художественный взгляд Захарова, как будто выплескиваются в мощной, экспрессивной манере письма. Кажется он не пишет, а лепит свои картины, так, что их хочется потрогать. Фактура в его живописи имеет не меньшее значение, чем композиция и цвет. При удивительной целостности своего художнического видения и авторского почерка, Андрей Захаров превосходно варьирует набор живописных приемов в зависимости от поставленной задачи. Он превосходно умеет писать тихий зимний сон замерзшей, заснеженной реки и бурное, яркое цветение весны, передавать прозрачность воздуха и воды, липкость грязи, ажурность древних храмов. Художник работает то крупными монохромными красочными массами, то энергично и точно разбрасывает яркие, в буквальном смысле, выпуклые акценты. Это сообщает его картинам то сдержанно суровое, то мягко лиричное, то ярко праздничное звучание. Мастер мощного и подвижного мазка, Захаров может работать кистью ювелирно, нежно и трепетно. В одной из самых поэтичных своих картин «Декабрьская рябина» художник гармонично и естественно сочетает японскую каллиграфичность, точность мотива, мирискусническую изысканность и тонкость нюансировки, импрессионистическую раскованность мазка. В результате, работы Андрея Захарова вырываются из поверхности полотна на зрителя, вовлекают его в подвижный, напряженный ритм мазков и пятен, завораживают ощущением почти неправдоподобного со-присутвия тебя в картине. В полотнах художника деревья и вода, избы и древние церкви предстают неизменно прекрасными, и, в то же время, живыми, меняющимися по мере подхода и отхода зрителя. Это ощущение реальной изменчивости пейзажей Захарова усиливается на выставке благодаря любви художника к варьированию одного и того же кусочка природы, изображаемого в нескольких картинах с разных точек, в разное время года. Кажется, что Андрей Захаров изобрел какую-то удивительную технику монотипии, где печатной формой является не доска, покрытая красками, а реальный окружающий мир, где после зимы наступает весна, солнце сменяется непогодой, дрожат ветки, бегут прозрачные волны, смачно пахнут смолой свежие спилы бревен. В нынешний век различных «акций» и различных «артов», когда кто только не говорит об исчезновении станковой картины как явления подлинно высокого искусства, а не детали интерьера, живопись Андрея Захарова впитывается, как глоток свежего воздуха. Она виртуозно проста, несет зрителю радость от созерцания прекрасного и наводит на размышления о вечно-изменчивом и бескрайне-малом окружающем нас мире. То есть делает то, что и должна делать настоящая Живопись.
| |
Наверх |