Стереотипизация мемов в исторической памяти |
Статья посвящена анализу технологий манипулятивного воздействия на общественное сознание в контексте фальсификации исторического прошлого и трансформации доминант исторической памяти. История обращена в прошлое, но она непосредственно влияет на конфигурацию политического ландшафта настоящего и отвечает за картографию будущего. Важнейшим фактором этой взаимозависимости является формирование уважительного и достойного отношения к историческому коду нации, создание общепризнанных маркеров исторической памяти, определяющих самоидентификацию и психологическую устойчивость гражданина, общества и государства. Утверждение права Запада на монополию глобального мифотворчества произошло где-то в 1970-х гг. Западные страны и, в первую очередь, США первыми прошли дистанцию от моноцентричного мифотворчества экзистенциального мира к массовому производству социально-политических планетарных мифов, где виртуальность выступает не только как средство, инструмент, но и как продукт со своей стоимостью и рыночной операциональностью. Эти технологии нашли свое воплощение в стратегиях «управляемого хаоса», «цветных революций» и т.д.. Среди последних методологических разработок на стыке социальной психологии и психологии политики — актор-сетевая теория Б. Латура (АСТ) и цифровая психометрия М. Косински. За основу анализа Б. Латур (Bruno Latour) берет пространственно-картографический подход слепка реальности. Если эту социологическую методологию эскстраполировать на политику международных отношений, то, по сути, мы имеем дело с комбинацией институционально-сетевого анализа и модели субъективнопсихологической дилеммы выбора, на который влияет целый набор пространственно-временных, материальных и нематериальных факторов. В рамках этой картографической матрицы действующие лица (акторы) выбирают «маршрут» решения стоящей задачи и достижения цели, что обусловлено и ландшафтом, и архитектурой, и климатом пространственности в единицу времени, и, самое главное — взаимосвязанными и взаимозависимыми контурами сетевого характера. Только здесь Б.Латур эти связи описывает не моделью паутины или сетевой системой, а характеристиками ризомы, что далеко не ново для аналитической работы и успешно используется на практике. В частности, в методологии сценарийного планирования или стратегического прогнозирования (Stratfor) динамики международных отношений. Суть ризомного метода (как среды без иерархий), определяется тем, что ризома продвигается по маршруту целедостижения не по законам линейной логики, а по факту успешного результата одного из «шупальцев», купируя достижения остальных «первопроходцев» как низко рентабельные. Здесь важны два момента. Во-первых, можно просчитать субъективные ошибки при оценке рентабельности политического выбора. Во-вторых, в оппозиционном варианте создать условия ложного, якобы положительного результата и направить ризомный вектор на негодный, тупиковый маршрут. Такая фейковая тактика была успешно реализована, например, в период втягивания позднего СССР в изматывающую гонку вооружений. Метод цифровой психометрии М.Косински (Michal Kosinski) базируется на анализе активности личности в соцсетях и в целом в Интернет-пространстве. Цифровой «слепок» индивида при дистанционном, вне контактном анкетировании, наложенный на количественностатистические параметры контента его «виртуальных следов» по разработанному рубрикатору, позволяет не только определить типологию и психологическую направленность конкретной целевой аудитории, но и спрогнозировать поведение и мотивацию выбора определенной социальной страты. В зависимости от поставленной цели, в качестве инструмента может выступать и научное сообщество, и финансово-экономическая сфера, и даже теневой сектор, не говоря уже о средствах массовой коммуникации с их лингво-семантическими и нейропсихологическими приёмами. На практике весь этот процесс происходит в комбинированном варианте с выходом по нарастающей на цепочку более сложных и утончённых инструментов (т.н. цикл SuppositionPhenomena → предположение → предположения → критическая масса предположений). Но это только первый этап управления массовым сознанием, цель которого зародить сомнения (в легитимности и правомочности власти, справедливости в широком диапазоне этого понятия). На следующем этапе — мемотехнологий [1] — замещение ценностных ориентиров и социальных установок, которые в условиях деградации социальных институтов (период конфессиональной и идеологической смуты) выступают в качестве постулатов бессознательной убежденности. Однако одних «кричащих мемов» (ScreechMem) здесь не достаточно. К этому необходимо добавить формирование среды доверия (напр., через авторитетное мнение признанных или раскрученных публичных «оракулов» нужный результат политического поведения достигается достаточно быстро). В этих целях задействуются специально разработанная технологии trust-building (формирование доверия) и её производные — trust-building activities (деятельность по формированию доверия), calculated trust (просчитанное доверие), trust-based governance (управление, основанное на доверии). Здесь корни и частотных в дискурсе англоязычных ноополитиков термины nudge-технологии, engagement, involvement, не совсем точно переводимые на русский просто как «участие», «[свободное] побуждение»[2]. Завершающим этапом этого цикла является выход на моделирование адекватных поставленным задачам стереотипов[3], т.е. закрепление бессознательного с побуждением к действиям. Так, политтехнологический феномен выборов президента Д.Трампа — обновленная версия устойчивых для значительной части американцев стереотипов: в кризисной ситуации стране нужен tough guy («крепкий орешек», «крутой парень»), который всех победит и упрочит / вернет мировое лидерство Америке. В реальной политике это достигается через технологические механизмы в такой последовательности: — влияние на память путём вброса критической массы требуемых мемов; — инициирование в процессах памяти механизма замещения (выборка и доведение до сознания новых, более значимых и доминантных единиц событийной информации); — формирование устойчивых мемо-стереотипов, своего рода интерпретаторов сущностного содержания смыслов; — эмоционально-пассионарная «раскрутка» этих стереотипов под новые массовые субкодексы; — нормативное закрепление стереотипов в сознании; — выход на воображаемую псевдоадекватность восприятия, побуждающую и регулирующую в нужном формате воспроизводимые действия. Главная задача — выстроить соответствующие новым «движущим силам» нормы (включая идеологическую составляющую), одновременно скомпрометировав старый нормативный порядок; консолидировать властную элиту меньшинства и снабдить ее эффективными защитными средствами; запустить механизмы воспроизводства связей и отношений в заданном формате, пусть даже на короткий, «прорывной» период, как, например, в процессе «цветных» революций. В социально-политических отношениях технология — это стратегия действий, направленная на изменение (деформацию) образа реальности и поддержание на определённом временном отрезке заданных иллюзий, мифов, т.е. инструментов манипулятивного воздействия. Суть создаваемых мифов, иллюзий сводится к простой двучленной формуле — «создать-развеять». Например, в «институтах памяти» подготовка активистов идёт именно по этим методикам развенчания якобы ложного исторического прошлого. В этот курс, в частности, входит: — технология «отторжения» прошлого: устранение ориентиров самоидентификации социума с выходом на установку самоуничижения (miserability, ср. укр. меншовартiсть, обыгранное на обеих майданах для разжигания ненависти к «старшим не-братьям»); — инструментальные штампы: зачистка «белых пятен» истории (технологиями криптоистории, «новой хронологии», «новой исторической памяти» [Мироненко 2018: 147], «исторический ревизионизм» (негоционизм) карго-культы NewAge и т.д.); — «многое вместо важного» (монополизация информационного пространства); — «демонизация» явления, абсолютизация процесса до абсурда (социальные программы типа «Мы все жертвы» с широким спектром управляемого воздействия, включая проблемы межнациональной розни, организованной преступности, отношения власти и народа и т.д.). Тезисно выделим деформирующие сознание факторы и тенденции трансформации личности (обезличивание). — Усиление когнитивного диссонанса. Виртуализация сознания и психологическая раздробленность личности, амбивалентное стремление к свободе и зависимости (ср. на майданах:«США и Европа за нас!»), которая выступает как механизм адаптации и психологической защищённости. Своего рода психологический конформизм, формирующий рефлексивную мотивационную сферу поведенческих моделей. — Психологическая «варваризация» индивидуума с доминантой вненормативных, маргинальных мотивов, в основе которых лежат факторы социального отчуждения, фрустрации. Социальные барьеры на пути к самоидентификации в обществе избыточного риска, навязанных фобий, неверия и недоверия формирует альтернативное мировосприятие с маниакальной потребностью самовыражения: «селфи»-сессии, интернетаддикция, зависимость от соцсетей / social media addiction. Когнитивный конфликт (как диагноз латентного «перегрева» психики) влечет за собой вызов и протест по отношению к внешней среде и создаёт питательную почву для манипуляций. Не случайно сатанизм как идеология и мировоззренческий постулат вышел из андеграундного подполья и стал элитарной «религиозной практикой» в англоязычных странах. — Процесс переформатирования личности во взаимодействии с медиасредой (интермедиальность личности, как информационной системы, зависимой от вложенного в нее контента). Мыслительные процессы осознание смыслов заменяются набором символов, в т.ч. симулякрами, создающими виртуальные реальности, псевдосущности. «Инфофастфуд» формирует легко канализируемый набор мемо-импульсов, не осознаваемых раздражителей, которые размывают самоидентификацию индивида. При этом рациональные социальнопсихологические фильтры замещаются иррациональной мотивацией поступков, снижается порог безопасности в пользу выбора недозволенного или протестного (неосознанная необходимость как проявление свободы). Политика «постправды» (post-truth politics) целенаправленно игнорирует объективность события и апеллирует к его отражению / эху в эмоциональной сфере общественного мнения; а технологии лингвистических двойных связей (double bind) дезинтегрируют психику индивида. — Психологические изменения в страте новых элит и decision maker'ов носят ещё более удручающий характер. Появившийся в информационную эпоху класс элит под названием «бобо» (bourgeois bohemian, богемная буржуазия), описанный американским социологом Д.Бруксом («Бобо в раю: откуда берётся новая элита»), создал особую субкультуру и luxurystyle начала XXI в. Базовые нормы этой страты: крайний нигилизм и цинизм («всё, что для меня хорошо, и есть истина»), отрицание морали, — внедрилась в политический истеблишмент и социально-психологический мэйнстрим. Благодатную почву для манипуляций общественным сознанием создает и доминирование в молодежной среде «пластмассовой» памяти и клипового мышления [Щепетнёв 2006], которые упрощают внутреннюю структуру (глубину) памяти, уменьшают объем ассоциативного перебора вариантов и вызывают синдром сиюминутной рефлексии на внешние информационные сигналы. Современные модели сетевых интервенций и форматы кибердипломатии ориентированы не столько на управление информационными потоками, сколько на создание и тиражирование смысловых кодов, наполненных эмоциональным контекстом. В условиях информационного взрыва в эру цифровой революции, когда объемы бигдаты удваиваются каждые два года (к 2020 г. их будет 44 зетабайта), важнее становится не сама информация, а скорость и форма ее подачи. Чем масштабнее мы будем нагружать память объекта интерпретированными предположениями, тем больше она будет поставлять его сознанию спонтанную, а значит не всегда достоверную информацию. В сфере криминалистики известен феномен «наведенных / внушенных воспоминаний» (inspired / induced / false memory), когда память свидетеля происшествия о событии под внешним воздействием, напр. созданного СМИ информационного «мемоспама» и явных «фейков», воспроизводит во «вдруг вспомнившихся деталях» искажённую картину, даже противоречащую первоначально данным и документально зафиксированным показаниям. Литература1.Arquilla J., Ronfeldt D. The Emergence of Noopolitik: [1] Мем (по Р. Броуди) – заложенная в
сознание устойчивая единица информации, запрограммированная на воспроизводство
и тиражирование. По сути, это инструментальная составляющая создания «следа» в
памяти (мнема), подмены или искажения доминанты восприятия с выходом на
энграмму действия. Во многом на мемотехнике и формировании мнемических образов
построена современная система информационного троллинга (часто на контрасте уничижения-героизации).
Теория мема восходит (без упоминания Р.Броуди первоисточника) к учению
Н.А.Рубакина о мнеме [Рубакин 1929; Валентинова 2010]. [2] О концепциях «несмертельного информационного оружия», высоких гуманитарных технологиях (High-Hume, хай-хьюм) см.: [Жукова 2007; Сухарев, Кореньков 2008: 294-295; Сухарев 2009c: 158; Сухарев 2010: 356-373; Цуканов 2018]. [3] Стереотип, в трактовке А. Менегетти, – это связующий фактор, конфигурирующий и предписывающий поведение и отношения в рамках какого-либо общественного института, закона, религии, любой общественной группы. В результате сплочения людей под воздействием этого фактора возникают объединения, внутри которых устанавливаются мощные моральные субкодексы (кодекс чести, признаки принадлежности к группе, правила выбора или отторжения других групп и т.д.).
Публиковалось: Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура : сборник статей III Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 25 апреля 2019 г. : в 2 т. / под общ. ред. А. В. Должиковой, В. В. Барабаша. – Москва : РУДН, 2019. СТр. 151-161 | ||
Наверх |