Мелодия тишины |
21.11.2021 г. | |
В Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева до 19 декабря 2021 г. проходит выставка «Мелодия тишины», на которой представлены живописные произведения Евгения Яли и его учеников, духовных и творческих единомышленников – Юрия Уманца и Владимира Кориня. Они сблизились в начале девяностых годов и поняли, что очень нужны друг другу. Когда Евгений Яли познакомился с ребятами, он был уже признанным мастером с безошибочно узнаваемой живописной манерой, которую принято называть «авторским стилем». Его творчество было вписано в контекст не только саратовского, но и российского изобразительного искусства. Работы находились в постоянной экспозиции Радищевского музея и собрании Государственной Третьяковской галереи. Юрий Уманец и Владимир Коринь только начинали свой творческий путь, один после окончания Саратовского художественного училища, другой – архитектурного факультета Политехнического института. Они жили рядом, на разных этажах одного дома, дружили с детства. Как часто бывает, определяющую роль в нашей жизни играют Встречи (в их внутреннем, глубинном понимании), которые формируют наш путь, определяют вектор его движения. Во многом, именно такой встречей и стало для художников знакомство с Евгением Яли. Со временем, каждый из них пошёл собственным путём. Юрий Уманец переехал в Москву, продолжил обучение в Полиграфическом институте, затем начал преподавать, работать в полиграфии. Владимир Коринь уехал в Санкт-Петербург, ушёл из сферы искусства. Его жизнь оборвалась рано: в 2013 году он умер от сердечного приступа. Рассуждать об особенностях творческого пути каждого – задача отдельных, монографических выставок и исследований, в рамках данной выставки сотрудники музея попытались выявить общую основу, услышать ту единую «мелодию», объединяющую искусство представленных на выставке авторов. Для экспозиции были отобраны произведения художников, в которых эта единая мелодия слышна, мелодия негромкая, не стремящаяся привлечь к себе внимание разного рода эффектными приёмами, а наполненная состоянием самоуглублённости, созерцательности и тишины, когда отбрасывается всё ненужное, сиюминутное и обретается возможность увидеть главное. И это главное – преображение реальности в цельный, духовный мир, построенный по законам красоты, созвучия, соразмерности, мы ощущаем в произведениях Евгения Яли. «Остановленные» мгновения жизни на картинах мастера наделяются протяжённым, вневременным звучанием, в обычных, казалось бы, мотивах, выявляется их глубинный, бытийный смысл. Это «чистые пейзажи», в которых лишь изредка пролетает птица, как знак движения, знак пути. Искусство мастера наполнено удивительной гармонией, которая достигается с помощью плавного линейного ритма, тонкой и нежной цветовой нюансировки, построенной на сближенных тональных оттенках, через еле уловимую, лёгкую пелену, смягчающую все предметные очертания. Как здесь не вспомнить нашу «саратовскую живописную школу», в особенности, её уткинскую линию развития: растворяющиеся в пространстве поэтичные, одухотворённые образы, тонкое благородство тона, символизм и музыкальность колорита. Всё это было очень близко, созвучно творчеству мастера и по-своему трансформировано в его искусстве.
| |
Наверх |