Игровая деятельность как основа трудового воспитания русского народа |
В статье рассматривается роль народных игр истории в приобщения детей к трудовой деятельности, раскрывается их влияние на формирование умения жить в обществе. Развитие и прогресс любого
общества и конкретного человека невозможны без его трудовой деятельности. В
труде старшее поколение формирует у молодежи нормы поведения, развивает
отношение к духовным и нравственным ценностям того или иного народа. В России
до XX в. преобладало крестьянское население. Исторически особое трепетное
отношение к труду у детей в крестьянских семьях с молодых лет воспитывалось и
передавалось из поколения в поколение. Вся жизнь в семье и ведение хозяйства
были органично связаны с трудовым воспитанием [1]. Великий русский педагог К. Д.
Ушинский писал, что если воспитание желает счастья человеку должно приготовлять
его к труду жизни [3]. Важным средством приобщения детей к труду являлась
игровая деятельность. Работу членов семьи и соседей, за которой ребенок
повсеместно наблюдал, в дальнейшем он воспроизводил в своих играх. Помимо простого наблюдения в
крестьянских семьях было и целенаправленное трудовое обучение, значение
которого всегда осознавалось крестьянами. Руководство трудом ребенка
осуществлялось по хорошо продуманной и отработанной многими поколениями
системе. И, здесь большую роль выполняла именно игра. С самого раннего возраста
детей приучали к труду, справедливо считая, что «маленькое дело лучше большого
безделья». Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми пользовались для
привлечения ребят к работе, определялась с учетом прожитых ребенком лет. В России до XX в. было совместное
воспитание мальчиков и девочек до 7 лет. Родители были уверенны, что в этом
возрасте необходимо стимулировать желание ребенка помогать взрослым в
выполнении какой-либо работы или сделать её самостоятельно. В русской деревне с
малышом 2– 4 лет родители играли «в труд». Так, отец совместно с сыном мог
сделать ловушку (силок) и поставить ее где-нибудь в саду или огороде. Ребенок
привязывал силок к палке и ждал, когда кто-либо попадет в его петлю. После
этого домашние (чаще всего мать) сажали в силок пойманную накануне отцом утку
или другую птицу и потом напоминали малышу, чтобы тот посмотрел, не попала ли
добыча в его ловушку. Ребенок бежал в огород и возвращался оттуда с «добычей»
[4]. Также, если мать видела, что ее
дочка играет в куклы, то обязательно напоминала ей, что надо сварить обед для
кукол. Самым главным в этих играх с детьми были уважительное отношение к
«труду» ребенка и серьезность в общении с ним. Такие игры, умело стимулируемые
взрослыми, постепенно готовили детей к настоящей деятельности. Игровой
репертуар детей 6-7 лет был самый разнообразный. Так очень распространенными в
России были игры – «ловишки», которые сопровождались песенками, прибаутками,
ритмичным диалогом. Эти игры тренировали внимание, воспроизводили отношения, принятые
в обществе, учили старших детей к внимательному и заботливому отношению к
людям, обучали малышей двигательным навыкам. Особенно популярными были игры «У
медведя во бору», «Волк и овцы», «В коршуна». В возрасте 8–11 лет дети
участвовали в трудовой деятельности старших, учились сельскохозяйственному
труду. На этом этапе трудового развития крестьянских детей, подростки
воспитывались раздельно. Именно поэтому мальчики и девочки этого возраста
играли каждый в свои игры. Известен целый ряд так называемых «семейных» игр,
например: «Горшки», «Гоститься», «Невеста», «Кувшинчики», в которых показывался
весь быт и трудовой распорядок семьи. Были игры, в которых не воспроизводили
трудовой процесс, но в них применялись вещественные атрибуты трудового
назначения или их названия: например, в игре под названием «Чижик» одним из
предметов игры является палочка или лопаточка, с ее помощью очищали обмятый лен
(трепало). Такие народные игры как
«Смольники», «Коровки» и др. подготавливали детей к предстоящим трудовым нагрузкам.
С их помощью развивалась воля, сила и ловкость ребенка. Игры учили прощать
обиды, закрепляли навыки ухода за скотиной, учили общаться друг с другом,
воспитывали бережное отношение к природе, прививали уважительное отношение к
принятому порядку вещей, народным обычаям.
Третий этап трудового воспитания
охватывал период от 12 до 16 лет. В этом возрасте подрастающее поколение
участвовало во всех производственных делах наравне с взрослыми. Своей
производственной деятельностью юноши и девушки вносили свой вклад в
удовлетворение хозяйственных потребностей семьи. В этот период осуществлялось
закрепление и совершенствование молодым поколением приобретенных ранее умений,
навыков в различных сферах сельскохозяйственного труда. Подростки обучались ремеслам.
Так, на двенадцатом году мальчики вили «оборки» – поводки для лошадей, бечевки
для лаптей и пр. На шестнадцатом году – плели лапти. Следует отметить, что в
разных местностях в таких работах был свой уклон - плетение, обработка кожи или
дерева и т. д. Воспитание девочек на данном
этапе также организовывалось с учетом возрастных возможностей и
социально-экономических требований. Трудовое воспитание девочек проходило по
взаимосвязанным направлениям: участие в разнообразных видах полевых работ,
приобретение устойчивых хозяйственных навыков для ведения домашнего хозяйства,
умение обрабатывать домашнее сырье: шерсть, лен и пр. Как уже указывалось,
воспитанием занимались матери и старшие сестры. На первом месте стояло обучение
домашнему мастерству. На одиннадцатом году девочку учили прясть на прялке; на
тринадцатом – вышивать; на четырнадцатом – шить рубахи и вымачивать холсты; на
пятнадцатом и шестнадцатом – ткать кроены; на семнадцатом – самостоятельно
устанавливать сам ткацкий станок. Период с 11 до 16 лет был
временем активных игр. В этом возрасте чаще других были распространены
хороводные игры. С 14–15 лет и мальчики становились участниками этих игр, так
как они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.
В играх рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой
мачехе и др. [2]. Важно отметить, что определить
точный возраст вхождения ребенка в ту или иную работу было практически
невозможно, поскольку дети были не похожи в своем развитии, в семьях имелся неодинаковый
достаток, да и урожайность каждый год была разной. Однако существовала традиция
воспитания, которой старались придерживаться, но и она могла нарушаться, если
хозяин был слишком беден, имел много дочерей и одного сына и пр. Осуществляемое через народную игру включение подрастающего
поколения в трудовую деятельность, формировало у него умение жить в социуме.
Игра способствовала решению важнейших задач трудового воспитания:
В заключение следует отметить,
что игровая деятельность была важным способом воспитания и социализации детей,
т.е. готовила их к взрослой жизни в обществе. Игра выступала действенным
средством, с помощью которого общество заставляло каждую отдельную личность
принять его законы. Вместе с тем игры проходили в атмосфере свободы, когда
действие можно было повернуть так, как это хотелось игрокам. А это, несомненно,
доставляло им радость, удовольствие. Изменения, происходящие в современном российском обществе, приводят к тому, что в сознании людей идеал добросовестно трудящегося человека часто становится второстепенным. Вследствие этого, установка на труд в современном семейном воспитании практически отсутствует. У подрастающего поколения часто складывается превратное представление о роли труда в их дальнейшей жизни. Вот почему так важно возрождать на современной основе традиции трудового воспитания в семье. Изучение воспитательного опыта, раскрывающегося в традициях русского народа, сложившихся на основе приобщения детей к традиционным видам труда, является необходимым для успешного образовательно-воспитательного процесса в современном обществе. Список литературы1. Тимошкина, Н. А. Особенности семейного воспитания детей в России начала XX века / Н. А. Тимошкина // Социосфера. – 2011. – № 32. – С. 98–100. 2. Тимошкина, Н. А. Народная игра как средство социализации детей в России (вторая половина XIX – начало XX в.) : дис. … канд. пед. наук / Н. А. Тимошкина. – Москва, 2002. – 180 с. 3. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. – Москва ; Ленинград : Акад. пед. наук РСФСР, 1950. – Т. 8. – 774 с. 4. Шангина, И. И. Русские дети и их игры / И. Шангина. – Санкт-Петербург, 2000. – 296 с.
Публиковалось: Девятнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Мир славянской письменности и культуры в православии, социогуманитарном познании : материалы междунар. науч.-практ. конф. : сб. науч. ст. / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск : ЧГИК, 2021, стр. 150-154 | ||
27.11.2021 г. | ||
Наверх |